День Славы Фирдуоси, автора лит. памятника "Шахнаме"
http://maxpark.com/user/2621641616/cont ... newsletterСтатью пишет и преподносит в инете посол Ирана Реза Саджади...
А также День выхода кантовского труда "Критика чистого разума", после которого с философом произошла личная встреча Учителей в Кёнигсберге ( согласно беседе с К. Устиновым)...
Цитата:
Иммануил Кант, об основах философии которого я писал в предыдущей статье, всю свою жизнь прожил в Кенигсберге. Родился он в семье зажиточного шорника, но рано лишился матери, был довольно хилым и застенчивым мальчиком, школу воспринял как «религиозную казарму мрачного фанатизма». Затем учеба в университете. Отец ему не помогал. Сфера интересов студента Канта - математика и естествознание, которые в те времена были составной частью философии. Видимо, это оказало решающее влияние на становление его как ученого и философа, так как без научных знаний философия вырождается в беспредметную болтовню. После завершения учебы Кант девять лет служил гувернёром, и лишь на 32 году жизни стал приват-доцентом Кенигсберского ун-та, причем чтобы вести сносный образ жизни вынужден был набирать много лекционных часов по логике, математике, метафизике, механике, географии: 36 часов в неделю! Будучи к тому же библиотекарем, он был осведомлён о всех новейших философских веяниях. А это было время скептиков: Спиноза, Локк, Юм сомневались в познавательных возможностях человека. Руссо, будучи весьма поверхностно образованным, но видя циничную безнравственность образованных людей, вообще усомнился в ценностях культуры и призывал «назад, к природному равенству», чем покорял сердца, тем более, что это не требовало особенных умственных усилий.
Первый период творчества Канта. В начале своей деятельности Кант занимался космогонической теорией, признавая теорию Ньютона, он разрабатывал теорию происхождения Солнечной системы из газопылевого облака под воздействием сил тяготения, которая нашла своё воплощение в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» и значительно позже была названа «гипотезой Канта-Лапласа». Кант придерживался ньютонианского причинного механистического развития мира, принципов «классической науки» с её верой в незыблемость математического и эмпирического знания и возможность достижения абсолютно истинного знания. Идеалом признавалась математика как наука "чистого разума", как знание рациональное и независимое от эмоций и случайного опыта. Но если Ньютон, не видя зримой материи в межпланетном пространстве, а значит и материальной связи между космическими объектами пришел к допущению существования Бога, то Кант развитие мироздания предоставил естественным законам. Сопоставив физику Ньютона с вполне обоснованным скептицизмом Юма, Кант по его словам, «пробудился» и задался вопросом: если Юм в своём доказательстве невозможности достоверного индуктивного знания прав, то как же возможно достоверное знание, которое даёт физика? Сегодня, после возникновения эволюционной теории познания мы бы спросили – а что значит достоверное? Правдоподобное или «абсолютно истинное»? Да и Кант уже видел постоянные неудачи метафизических построений, их противоречивость, их эвристическую несостоятельность. Традиционная метафизика начиналась вопросом о возможности онтологии, т.е. учения о сущем «как таковом», претендовала на абсолютную истину и потому носила спекулятивный, то есть чисто умозрительный характер. Грубо говоря с потолка взятый и из пальца высосанный. Кант решил отказаться от попыток рассуждать о метафизике, пока не разъяснен вопрос о самой возможности метафизики в качестве науки. По его мнению, беда в том, что долгое время «человеческий ум как бы во сне предавался метафизическим грёзам, не давая и не спрашивая отчета об их возможности», в то время как такой отчет совершенно необходим. В противном случае «в метафизике можно беззаботно врать всякий вздор, не опасаясь быть уличённым во лжи».[1]
Так занятия естествознанием привели Канта к коренному пересмотру основ философии, к тому, что позже было названо «коперниканским переворотом в философии». Так начался его второй период творчества.
Второй период творчества Канта не противопоставляется первому, а вытекает из него и называется критическим. Главный труд Канта «Критика чистого разума» (1781) есть обоснование новой «естественной» метафизики, свойственной природе человека. Суждения Кант делит на аналитические, которые выводятся чисто логически, до всякого опыта, то есть априорно. Например, «все тела протяжённы», «если число четное, то оно делится на два» и т.п. И синтетические, дающие новое знание, но требующие обращения к опыту, апостериорные. Например, «некоторые тела тяжелы». Но если существуют истинные знания в математике, физике, то нужно показать как возможны синтетические суждения априори, истинные, информативные, причем имеющиеся у нас до опыта. С помощью обоснования таких суждений Кант и отвечает на вопрос о том, «как возможна метафизика в качестве науки». Чувственно познать мир можно только таким, каким он является для нас («феномен»), а не таким, как он существует как «вещь-сама-по-себе» («ноумен»). Следовательно, разум играет активную роль в познании, а не просто фиксирует факты. И организуется наше знание через априорные категории чистого разума, такие как пространство, время, причинность, необходимость и др. Они не зависят от опыта, но без них опыт не может быть осмыслен. Они организуют наш опыт, с их помощью мы можем получить достоверное знание. Так возникает априорный синтез. Исследование его Кант называет трансцендентальным синтезом /от лат.: transcendens - выходящий за пределы, перешагивающий/. «Я называю трансцендентальным всякое познание, которое занято не столько предметами, сколько способностью нашего познания предметов, поскольку таковое может быть возможно a priori».
По Канту для науки открыт только критический путь: ничего не следует принимать за истину до полной проверки исходных принципов. Кант называет свою философию трансцендентальной. Это было откровением для современников, которые верили, что «субъект прозрачен» и наука может непосредственно познавать «законы природы» в чистом виде. Кант же верил в возможность достоверного знания благодаря доопытным (априорным) категориям чистого разума, упорядочивающими наш опыт. Следовательно ярлык «агностик», мне думается, надо бы с Канта снять. Его можно назвать априористом. В достижимости достоверного истинного знания о мире для нас он не сомневался, он лишь отрицал возможность достижения «абсолютной истины» о мире самом-по-себе. И с этим трудно не согласиться. Кант принимал термин «метафизика» рассуждая о том, как она возможна, но это была новая метафизика, в которой предпосылки знания основываются на человеческих формах априорного знания, а не на фантазиях о потустороннем мире и мистическом Абсолюте. Поэтому если Кант в своей вере в непогрешимость Ньютона и сделал некоторый шаг назад по сравнению со скептиком Юмом, то в целом его идеи открывали новые пути развития философии вплоть до современных направлений феноменологии, экзистенциализма, критического рационализма и научного материализма XXI века, которые уже не абсолютизируют мощь рационального знания, а осознают его границы.
С. Остапенко