А вот здесь есть мысли о литературе:
Цитата:
В свои молодые годы я очень хотел стать писателем. Естественно, что тянулся к этой своей мечте с огромным пиететом, и, что хуже всего, с неуверенностью в себе. Впрочем, местами этот страх соответствовал ситуации. Но тяга –тягой, а вот необходимость быть в курсе всех литературных событий заставляла меня выписывать толстые журналы и «Литературку» - пренепременнейшим образом – положение обязывало. Впрочем, такова уж была тогда наша Россия, что дружба с книгами – была на уровне неких основных критериев отличия. И человека, никогда не читавшего Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, Василия Белова – и за интеллигента-то никто не считал. Вот как сейчас Борис Акунин и Виктор Пелевин, так и тогда, в давние 80-е мы зачитывали до дыр романы Владимира Орлова «Альтист Данилов», «Аптекарь», а «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина или «Территорию» Олега Куваева. Да что там наши современные авторы? Тогда писатели были по авторитетности, пожалуй, на уровне космонавтов. Имя одного только Василия Шукшина – до сих пор в списках особо почитаемых русских мыслителей.
И, кстати, в нашей маленькой Эстонии, в которой жителей-то всего 1,5 млн. человек, что сравнимо с численностью населения областного центра в России, были свои писатели и поэты. А учесть, что эстонцев-то было всего около 1 млн. человек, то если развернуть некоторые самые именитые фамилии, такие как Юхан Смуул, Ааду Хинт, Пауль Куусберг, Энн Веттемаа, а из среды русских (и это-то всего на 0,5 миллиона русскоязычных жителей республики) – Сергея Довлатова, Михаила Скульского, Михаила Веллера и др., то оглядывая сегодняшние литературные горизонты, как-то не видишь никого из новых…
Да, литература у нас сейчас в загоне, то есть литературы пока в России практически нет. Есть отдельные всполохи, неожиданные всплески, но хорошей и глубокой литературы у нашего современного общества пока нет. С одной стороны все сегодня читают электронные издания и очень мало обращаются к бумажным носителям. С другой стороны у писателей нет мотивации. Зачем писать книгу, если издавать её потом будут тиражом в 1000 экземпляров? То есть тут, в этой области нашей жизни, произошло нечто тектоническое. Как и в сфере производства пластинок произошло замещение звукозаписи на MP3, так и тут, только там замещение, а тут полный абзац!.. И пишу я это не к тому, что нынче профессия писателя - это плохо, как например профессия секретаря парткома, нет, но то, что вся эта область культуры находится сейчас в стадии в некой трансформации - это точно.
И, если уж коснулся разговор этой темы, то мне кажется, что в стране произошёл намеренный сдвиг в этих пластах. Книга всегда была неким центром идеологического фронта. Писатели, как и поэты, в России - больше, чем писатели или просто сочинители стихов. Они, как правило, были некими проповедниками, властителями дум. Культуртрегерами. И этот пласт сегодня сломан. То есть мощнейшая литературная организация сегодня порушена и разгромлена. А главный и упреждающий удар, пожалуй, был нанесен в то место, в котором была нарушена система продажи книг. То есть Русская художественная литература, которая многими и многими десятилетиями собиралась как огромная империя Культуры, как некий конгломерат издательств, редакций толстых журналов и «Союзов писателей», имеющих не просто свои фонды и свои объекты соцкультбыта, оказались вышвырнуты на коммерческий рынок. А точнее, были разрушены и смешаны с ширпотребом. И, если раньше тут были стройные и хорошо налаженные принципы производства и реализации книг, то её порушили. Я не апологет той, советской литературной системы, потому что там было много чего не очень хорошего и требующего неких преобразований, но это была всё же своя, действующая организация, в которой люди знали где происходит публикация лучших произведений, а где лишь начинающих. Были налажены опять-таки свои принципы литературного отбора и критики, которых сегодня во внерыночных принципов нет. Даже трудно себе представить, что кто-то станет сегодня писать критику и обзор книжных новинок на скромные гонорары, как это делалось раньше. И если и напишут, то только чтобы срубить бабло. Всё пожрал золотой телец наживы. Раньше литература была глубоко эшелонирована, имела механизм выявления талантов и помощи им. Были "толстые журналы", которые становились своего рода предварительным анонсом. Была "Литературная газета", «Роман газета», были другие точки опоры в этом далеко не простом деле. Сегодня этот важнейший сектор Культуры – Русская Художественная Литература – существует вне какой либо культуры. Художественная проза и поэзия вышвырнуты на рынок, проще говоря, на базар, где талант и бездарь - перемешаны и свалены в одну кучу хаоса.
Сегодня очень и очень важно для общества сформировать (чуть не сказал "книжный рынок") Культуру создания Литературы и Культуру донесения её до читателя.