Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания
Текущее время: 10-12-2018, 20:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1248 ]  На страницу Пред.  1 ... 79, 80, 81, 82, 83, 84  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19-12-2011, 03:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 10-12-2011, 13:19
Сообщений: 131
Откуда: Ukraine
Интересное о вас )))
http://www.shield-of-culture.org/viewto ... f=21&t=698


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23-12-2011, 09:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 14-11-2007, 01:11
Сообщений: 3965
Откуда: Россия
Центр Рерихов проиграл суд телеведущему Владимиру Соловьеву
МОСКВА, 22 декабря. Савеловский суд не удовлетворил иск общественной организации "Международный центр Рерихов" к телеведущему Владимиру Соловьеву. Истцы требовали опровергнуть заявления о том, что они являются сектой.

 Как сообщил "Росбалту" адвокат Соловьева Шота Горгадзе, год назад Владимир Соловьев, выступавший в эфире радио "Вести ФМ" высказал свое мнение относительно деятельности "Международного центра Рерихов". Он заявил, что согласно решению архиерейского собора русской православной церкви, организации, распространяющие учение "Живой этики", в том числе "Международный центр Рерихов", относятся к псевдохристианским  сектам.

Адвокаты Центра подали в связи с этим иск о защите чести и деловой репутации. Они потребовали от Соловьева денежную компенсацию в размере 1,5 млн рублей, а от ВГТРК — чтобы "Вести ФМ" опровергли сведения Соловьева. "Защита Соловьева доказала необоснованность претензий Центра,-  сообщил "Росбалту" Шота Горгадзе.  — Савеловский суд отказал в полном объеме в удовлетворении иска".      

http://t.co/L9ga6mw3


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23-12-2011, 12:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Друзья, вышла новая книга стихов Эдуарда Балашова, статью о которой поместила на своих страницах "Литературка":
"Литературная газета" №46-47 (6347), 23.11.2011 писал(а):
http://www.lgz.ru/article/17712/

Анастасия Ермакова

Из бездорожья вырастает путь


Эдуард Балашов. Алатырь. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 382 [2] с., с фото. – (Библиотека лирической поэзии «Золотой жираф»). – 1000 экз.

Эдуард Балашов стоит особняком. Его невозможно причислить ни к какому современному направлению в поэзии. Он сам по себе. Поэт-мудрец, поэт-воин, поэт-провидец.

Балашов абсолютно опровергает утверждение о том, что искусство только ставит вопросы, но не отвечает на них. Отвечает. И нет в этом никакого морализаторства и занудства. Есть учительство. Миссия Учителя.

Мудрец говорит, ученик слушает – и понимает всё сердцем. Только сердцем, не разумом и интеллектом. «Гармония за покровами страха», «Без вдохновения сердце не засияет», «Прямо в сердце мысль вносите, / слова оставляя на пороге». По-настоящему понять эти фразы – значит стать мудрее и совершеннее.

Слово не должно быть праздным. Слово не должно быть легковесным.

Оно должно быть трудным и лёгким одновременно. Трудным – потому что его нужно выносить и выстрадать, лёгким – потому что вливается оно прямо в сердце, просто и понятно.

Всё что ни есть до капельки вместить,
Располагая сердце на доверие.
Любить, любить, на всех путях любить –
Протягивать упавшим милосердие.
Вернуть зверей на расстоянье глаз.
Вернуть себе обличье человека.
Любить, да так, чтоб полюбили нас
Все твари предстоящего Ковчега!

Исчадье ада – и его любить?
Ввергаться в скверну? Быть ему полезну?
Не может капля бездну напоить.
Но взгляд любви с пути сметает бездну!
(«На всех путях»)

«Алатырь» – книга-откровение, книга-прозрение.

Это стихи не душевные, но духовные, поэтому искать в них нужно не настроение, а состояние. Состояние всегда парадоксальное, непрочное по земным меркам, но устойчивое – по небесным. Хотя разве знаем мы, какие они – небесные мерки?

По Эдуарду Балашову, человек знает всё, знание о мире и о себе заключено в нём самом, а не вовне, надо только научиться себя слушать и слышать, вытащить это знание на свет Божий. И – постоянно самосовершенствоваться, возрастать в духе, искать любовного единения со всем сущим. Каждое стихотворение – не просто образные и складные слова, а некое деяние доброты. «Вершина мудрости – доброта» – вот она, та самая небесная мерка. Только ею и надо мерить. Эстетика без этики ничто. Искусство без нравственной составляющей мертво и бесполезно. Оно должно быть одухотворено чистой мыслью сердца.

Книга Эдуарда Балашова, не побоюсь сказать, – это книга будущего. Сознание написавшего её человека опережает своё время лет на пятьдесят, а может, и на сто. Поэтому она трудна для неподготовленного восприятия. Для человека, не знакомого с трудами Елены Блаватской и Елены Рерих, с индийской и китайской философией. Но это вовсе не значит, что книга нечитабельна. Наоборот – читать её радостно, хотя и непросто. Так же непросто, как стать бескорыстным и искренним человеком. Но стихи – это путь, вырастающий из бездорожья. Для того они и пишутся – чтобы легче было идти. И главное понятно – куда и зачем.

Придётся! Всем со всем расстаться
И нового свиданья ждать,
Быть бескорыстным, как пространство,
И мыслью время упреждать.

В «Алатырь» вошли две книги: «Алтарь мира» и «Россия – радость». Вторая – одна из самых пронзительных поэтических книг о России, о её судьбе, о её миссии.

После таких стихов верится: Россия выживет – и поведёт за собой народы.

Чтоб угодить в священный сон,
Ты сердце отпусти на волю
И, заглянув за небосклон,
Прими назначенную долю.

Тогда увидишь то, что есть:
Уже летит над морем страха
Свободная земная весть –
Страна, восставшая из праха.

И ей напрасно шлёт вослед
Мирская тьма свои ракеты:
Алтарь и жертвенник планеты,
Жива Россия – Параклет.
(«Жива Россия!..»)


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23-12-2011, 12:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Странное заявление о том, что Рерихи брали на дачу только младшего сына. А куда же старшенького-то девали? :shock: В городе одного оставляли???
Цитата:
http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=59903

23.11.2011

Почему Репин собирал художников на тверской земле


Вышневолоцкая земля на протяжении двух столетий является своеобразной Меккой для художников, испытывающих вдохновение среди её дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озёр. Именно здесь почти 130 лет назад была создана Академическая дача – первый в России Дом творчества живописцев

Инкубатор талантов


Деятельность этого старейшего художественного центра – явление уникальное. Здесь свято хранятся и развиваются традиции реалистической школы, здесь под руководством известных мастеров взращивается и пестуется молодое поколение художников. На Академической даче создавали свои шедевры Левитан, Репин, Куинджи, Верещагин, Рерих, Бродский, Коровин, множество знаменитых мастеров. И сегодня это любимое место работы живописцев.

Расположенная в живописнейшем уголке Тверского края в 25 километрах от Вышнего Волочка, на берегу озера Мстино у истоков реки Мсты, Академическая дача всегда притягивала к себе творчески одарённых личностей. Идея основания дачи принадлежала Василию Александровичу Кокореву, известному в России общественному деятелю, предпринимателю, коллекционеру произведений искусства и меценату. В принадлежавшей ему гостинице в Москве хранилась коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.

Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева Александровское на берегу реки Мсты посетили молодые тогда ещё художники Илья Репин и Алексей Кившенко. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин якобы при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа её, вся прелесть… Это как песня!»

Открытие состоялось 22 июля 1884 года с одобрения Президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича.

Великий мастер


С 1964 года Дом творчества носит имя выдающегося русского живописца Ильи Репина, принимавшего непосредственное участие в организации, открытии и творческой деятельности Академической дачи. Илья Репин бывал здесь не раз и жил в соседней деревне Котчище или на даче в верхней комнате жилого дома, из окна которого открывается красивая панорама на озеро Мстино. Сейчас эта светёлка – одна из комнат музея Академической дачи, которая до сих пор называется «репинской». Репинская традиция писать всем вместе тематические этюды под открытым небом сохранилась в Доме творчества до наших дней.

«7-го числа посетил дачу И.Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой)…» – писал академист А.Г.Орлов своему другу художнику П.Е.Щербову. Упомянутый в письме студента Академии этюд Репина «На Академической даче», написанный художником в 1898 году, хранится в Государственном Русском музее. А в «репинской» комнате стоит копия этой работы.

Когда в 1904 году «по случаю военного времени» Дача была закрыта, именно Репин выступил в её защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором Академии В.А.Беклемишевым добился её открытия, причём на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть предоставлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьёзным отношением к искусству».

Характер дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии художеств. В числе них – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на «Академичку» в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».

Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остается и поныне). Отсюда 8 вёрст шла дорога на дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и ещё две деревни.

Чуть в стороне, между двух озер Имоложье и Клин, находилось старинное село Берёзки. По преданию академика В.Л.Лялина, в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века, и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Берёзки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.

Снимал дачу в Берёзках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.

«Русский Барбизон»


Места, где расположена дача, имеют древнюю историю. В старину здесь проходил крупный торговый путь «из варяг в греки». Через мстинские воды шли караваны судов, груженные товарами, направляющиеся из Новгорода на Волгу и далее к южным морям и в Персию. Здесь пролегал водный путь знаменитой системы Петровской эпохи. По преданию, проверяя судоходные маршруты, эти места прошёл сам царь Петр. В 1785 году здесь побывала и Екатерина II.

В 70-е годы XX столетия Академическая дача заново отстроилась, были подведены удобные дороги. В новом административном корпусе разместился выставочный зал, библиотека. Построен кинозал, каминный зал с декоративными изразцами и фортепиано. В центре усадьбы Дома творчества находится музей Академической дачи. Напротив музея высится знаменитый восьмигранник – павильон, выстроенный к приезду президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича на фундаменте времен Екатерины II. На стене восьмигранника установлена памятная доска, посвященная Василию Кокореву, основателю дачи. Рядом с восьмигранником – уютная столовая с террасами и банкетным залом. А между ними, в тени берёз, где когда-то работал на пленэре со своими учениками Илья Репин, установлен памятник великому русскому живописцу. Автор – известный российский скульптор Олег Комов. Неизменная для сельского пейзажа баня, маленькие деревянные коттеджи, разнообразные деревянные причалы и мостики, запечатленные не одним поколением художников, придают особую прелесть этому истинно «русскому Барбизону».

Современная судьба Академической дачи, принадлежащей Союзу художников России, имеет пока туманное будущее. Творческие союзы, процветавшие в советские годы, сейчас переживают кризис. Но хотелось бы, чтобы этот уникальный памятник культуры сохранился в том неизменном виде, в котором дошёл до наших дней, чтобы ещё не одно поколение художников могло черпать вдохновение из этих живописных мест.

Источник: Караван+Я


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23-12-2011, 22:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://gtrk-omsk.ru/news/detail.php?IBL ... 3&ID=76263

В Омске пройдут Первые "Политехнические чтения имени Н.Е.Жуковского"


1 декабря 2011 года в Омском техническом университете в рамках VI Всероссийского фестиваля науки будут проходить Первые "Политехнические чтения имени Николая Жуковского".

В мероприятии примут участие выпускники школ и лицеев города, студенты ОМАВИАТ, представители школьных музеев (музей космонавтики школы №55, музей истории развития техники лицея №25), Омское общество им. Николая Рериха и др.

Чтения пройдут в два этапа: 25 ноября в Омском авиационном колледже им. Н.Е.Жуковского и 1 декабря в Омском государственном техническом университете.

В программе - выступления омского космонавта-испытателя Ю.Ф.Исаулова и начальника технического бюро отдела главного сварщика ПО "Полет" К.С.Остапенко.

Также для гостей будут организованы экскурсии по ресурсным центрам Политеха: 3D-лаборатории, ресурсному центру информационных технологий, научно-образовательному ресурсному центру нанотехнологий, ресурсному центру электроэнергетики.
Организаторами мероприятиями выступают: ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" совместно с Омским государственным техническим университетом и Омским авиационным колледжем им. Н.Е.Жуковского.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23-12-2011, 23:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
"Волгоградская правда", №220 от 23.11.2011 писал(а):
http://vpravda.ru/index.php?option=com_ ... &view=item

23.11.2011

Александр Литвинов

Юбилей «богини поднебесья»


Из наших соотечественниц, пожалуй, только Валентина Терешкова в мире известней этой женщины. А по количеству всевозможных почетных регалий и титулов, которыми обладает Марина Попович, ей трудно найти равного даже среди мужчин не только нашей страны, но и всей планеты.

Перечислим только небольшую часть из них: Герой Социалистического Труда, летчик-испытатель первого класса, действительный член шести академий, обладательница ста двух мировых рекордов, установленных ею в поднебесье, (которые, как известно, не подразделяются на мужские и женские), первая в мире женщина, преодолевшая звуковой барьер, кавалер Золотой медали Международной авиационной федерации, полковник ВВС России, генерал-лейтенант казачьих войск, член Союза писателей и Союза журналистов России, поэт, писатель, вице-президент Международного культурного центра имени Николая Рериха, обладатель звания «Человек тысячелетия»...

Тем более приятно, что по приглашению руководства волгоградского филиала НОУ высшего профессионального образования «Институт управления», где она является проректором по патриотическому воспитанию молодежи, отпраздновать свое восьмидесятилетие прославленная летчица приехала к нам, в Волгоград. Чествование ее состоялось в здании Дворца культуры Волгоградских профсоюзов.

Родом Марина Попович со Смоленщины, живет которое десятилетие в Подмосковье, в Звездном городке. Но наши края, волгоградская степь для нее далеко не чужие. Кап. Яр, Ахтубинск – близкие, почти родные ей названия. Здесь на протяжении шести лет она испытывала боевую авиационную технику. В небе над Заволжьем она однажды теряла сознание, находясь на высоте восемнадцати тысяч метров над землей. Пульс ее сократился до частоты трех ударов в минуту. Пришла в себя Марина уже на высоте в пять тысяч метров. Первое, что она тогда сказала, посадив крылатую машину, были слова: «Будем жить!»

Так наша соотечественница доказала всему миру, что для русской женщины нет невозможного.

Язык не повернется назвать эту улыбчивую, обаятельную женщину старой, несмотря на ее восемьдесят лет. Весь вечер напролет на сцене профсоюзного Дворца культуры выглядела она бодрой, неувядающей, пожалуй, даже симпатичной.

От желающих поздравить с юбилеем именитую летчицу отбоя не было.

Был зачитан приветственный адрес от главы администрации области Анатолия Бровко.

– От лица администрации Волгоградской области поздравляю вас с юбилеем, – говорится в послании губернатора летчице. – Ваша профессия является одной из самых ответственных, сложных, требующих исключительно высокой подготовки, квалификации, выдержки и отваги. Все, что создает беспокойная, ищущая мысль конструктора и труд многотысячного заводского коллектива – все это проходит через руки летчика-испытателя и получает его беспристрастную оценку. Десятки раз рискуя жизнью, лётчик-испытатель добивается того, что впредь на испытанных им самолетах безо всякого риска могли летать тысячи наших летчиков. Вы на своем богатом боевом и профессиональном опыте показываете образец добросовестного служения Отечеству, являете пример жизненной стойкости.

От имени коллег по работе в областной думе Марину Попович поздравил депутат Владимир Кабанов. С проникновенными словами обратились к ней на сцене ДК профсоюзов председатель областного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов Александр Маклаков и председатель городского Совета – Александр Струков. Самый молодой член Общественной палаты Волгоградской области Илья Черкасов поздравил Марину Лаврентьевну от лица Общественной палаты, депутат Волгоградской городской думы Сергей Забеднов – от представительной власти города-героя, бывший военный летчик Виталий Набоков – от ветеранов-качинцев, писатель, член совета Российской уфологической ассоциации Геннадий Белимов – от энтузиастов-уфологов нашей области.

Члены вокального ансамбля «Вольный Дон» поднесли Марине Попович казачью шашку с выгравированной надписью «Без нужды не вынимай, без победы не вкладывай», а также традиционную чарку. А студенты муниципального искусства имени Серебрякова спели песню, написанную ими об этой легендарной летчице.

В ответ Марина Попович дарила всем, кто пришел ее поздравить, книги, написанные ею. Их у нее уже восемнадцать. В основном они – о встречах летчиков и космонавтов с неизведанным, непознанным. Но есть в ее творчестве также и книги стихов. Одно из своих стихотворений – «Ромашки на краю аэродрома» – Марина Лаврентьевна прочитала собравшимся под занавес праздничного вечера. Как оказалось, также не случайно: Марина Попович вспомнила о таком случае – букет ромашек, подаренных однажды ею Павлу Поповичу, летчик-космонавт СССР взял с собой в космос...

– Как здорово, что я сюда приехала! – сказала Марина Попович перед тем, как покинуть сцену ДК профсоюзов. – Я никогда прежде не слышала таких слов, которые я здесь услышала, я никогда не видела таких цветов, которые мне волгоградцы надарили. Мне стоило жить уже ради того, чтобы приехать сюда к вам сегодня – сегодня вы жизнь мне продлили! Теперь я точно доживу до ста лет, чтобы свое столетие отметить в Волгограде!


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24-12-2011, 12:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://t-l.ru/133519.html

23.12.2011

Наталья Плотникова

В тюменском музее покажут кино о Николае Рерихе


Тюмень. Кинолектории, организованные в рамках выставки картин Николая Рериха «Певец Священных гор», пройдут в Тюмени в музее изобразительных искусств с 24 декабря 2011 года по 25 февраля 2012 года.

Как сообщает агентству «Тюменская линия» специалист музейного комплекса Ольга Герасимова, каждую субботу в 15 часов музейный комплекс им. И.Я.Словцова приглашает тюменцев на выставку, где можно не только познакомиться с живописными работами художника, но и с фотовыставкой и фильмами, снятыми в различные периоды истории.

Первый показ состоится 24 декабря в 15 часов. Зрители увидят фильм, посвященный пакту по охране культурного наследия, предложенному Николаем Рерихом «Время собирать камни». 25 декабря - фильм об известном русском художнике, сыне Николая Рериха Святославе «Мастер сын Мастера». О следующих кинопоказах можно узнать по телефону: 46-91-15.

Напомним, выставку картин Рериха можно увидеть до 11 марта 2012 года.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24-12-2011, 12:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://mn.ru/friday/20111125/307624097.html

«Для толпы, которая стоит в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства»

Николай Шабуров и Татьяна Малкина о том, кто и зачем идёт в храм Христа Спасителя


25 ноября 2011

— О чём вам, учёному, исследователю феномена религиозности, говорит эта очередь к Поясу Богородицы?

— Видите ли, паломничество — это нормальная форма религиозной практики. Наша российская коллега Татьяна Глушкова целый месяц вместе с паломниками-индусами провела в Индии и написала об этом книгу. На могилу цадика Нахмана Брацлавского в украинский город Умань съезжаются тысячи религиозных евреев, это место получило статус историко-культурного центра брацлавских хасидов. Мусульмане всего мира совершают хадж.

Но не прошли даром столетие секуляризации, постмодерн, глобализация, семьдесят лет советской власти с официальным атеизмом. Причем атеизм у нас ведь был не только официальным. Верующие люди в СССР на самом деле составляли меньшинство, большинство разделяло постулат «наука доказала, что бога нет». Конечно, подросло следующее поколение, но ещё масса тех, кто в 1980-е был в комсомоле, в партии и что-то отвечал на зачётах по научному атеизму.

Думаю, происходящее сейчас в храме Христа Спасителя говорит о глубинном процессе, который лучше анализировать, а не оценивать. Процесс этот довольно печальный — закат рационализма. Об усилении религиозного чувства речь не идёт. Мотивация у людей разная, но для значительной части этот феномен можно определить словом «магизм». Это вера в то, что какие-то материальные предметы могут оказать благотворное воздействие, исцелить.

— Перед нами детская вера в чудо?

— Я бы сказал: архаичная вера в чудо. Эту веру разделяет большинство религиозных людей, но в разных религиозных странах в разные эпохи отношение к ней неодинаковое. Так, в христианстве, в православии и католичестве она признается и культивируется, но у людей думающих не является стержнем их веры. А вот для толпы, которая ночами стоит в очереди за чудом, это главное в религии. Для этих людей религия неотличима от колдовства. Священнослужитель — маг-чудотворец, не более того.

— Являются ли такие вспышки коллективного магизма симптомом происходящих в обществе социальных, экономических, политических процессов?

— То, что было вполне нормальным для Средневековья, а сегодня кажется нормой там, где не прерывались традиции, как, например, в Индии или Эфиопии, в нынешней Европе можно рассматривать как определенный симптом. Речь идет не о возобновлении традиций. Современное паломничество отличается от паломничества XIX века. Оно симптом того, что люди потеряли себя, утратили многие ценностные основы жизни и ищут им замену.

— Они просто хотят опереться на что-то?

— Конечно. И находят это что-то не просто в православии, а в определенной его интерпретации.

— Те, кто смотрел Кашпировского по телевизору, кто заряжал воду под взглядом Чумака и кто сейчас стоит в этих страшных очередях, — одни и те же люди?

— Чтобы ответить на такой вопрос, нужно провести специальное исследование. И то и другое вызвано схожими причинами и схожим состоянием умов. Многие перешли от увлечения Рерихом и new age к православию. Есть и обратный путь — из православия к кришнаитам, например. Это приметы переходной эпохи и, может быть, симптом всеобщего заката рационализма. Конечно, это имеет отношение к феномену религиозности, но невозможно говорить просто о росте религиозности. Тем более что есть некоторый парадокс. Опросы общественного мнения показывают, что у нас не очень высокий процент верующих людей. Причём тех, кто называет себя православными, больше, чем тех, кто говорит, что верит в бога. Значит, есть православные, которые в бога не верят. Известно, что регулярно, раз в неделю, на церковные службы ходит 3–4% населения. Поэтому я не удивлюсь, если окажется, что в толпах на Фрунзенской набережной не только воцерковленные люди, которые постятся, ходят на исповедь и к причастию.

— Доводилось слышать, что эта реликвия и от бесплодия помогает. Так что вскоре нас, видимо, ждет демографический взрыв.

— Я знаю людей, которые в поездках прикладываются ко всем святыням независимо от религиозной принадлежности, как бы на всякий случай.

— Закат рационализма и подъём магизма взаимосвязаны?

— Конечно. Я занимался эпохой поздней античности — там это отчетливо видно. Более того, думаю, это связано и с определенными тенденциями в общественно-политической сфере. Увлечение магизмом идет от нежелания брать на себя ответственность, рассуждать. В данном случае важные проблемы делегировали Поясу Богородицы. В другом случае — вождю, на которого молятся.
Помните гравюру Гойи «Сон разума рождает чудовищ»? Вопрос в том, каких чудовищ этот сон разума породит. Это и к общественной сфере относится, и к политической.

— Мы, конечно, не имеем в виду, что отсутствие выборов губернаторов приводит к религиозному психозу?

— Надо избежать вульгаризации, каких-то прямых закономерностей. Эта связь очень сложная.

— В частности, отсутствие выборов и присутствие еще чего-нибудь в политической жизни порождают томление духа, которое приводит к сознательному и бессознательному отказу от рационального отношения к действительности и к себе.

— Я бы сказал, что не отсутствие выборов в местные органы самоуправления, а согласие большинства членов общества, которое даже не видит в этом никакой проблемы.

Томление духа или угасание? Томление — это процесс позитивный. Я наблюдал в интернете за внутриправославными спорами по этому вопросу. Есть и рациональная позиция. Так, в одном блоге мне попалось мнение, мол, нет сомнения, что Пояс — византийская фальшивка. Но на это отвечают: это не имеет никакого значения, если это церковная святыня, то нужно идти и поклоняться.

— Психотерапия — человек успокаивается, возвышается душой. Что в этом плохого?

— В нашем случае плохо то, что это принимает истерический масштаб. Драки, давка.

— То есть закат рационального не означает подъем духовного?

— Нет, я разделяю эти вещи. У нас книжное представление: религиозность — значит, что-то высокое. А тут мы видим реакции, свойственные скорее архаическому типу сознания.

— Вот я иду мимо этой длинной очереди и вижу перед собой в основном бедно одетых людей. Но в дни церковных праздников по телевизору нам показывают вполне обеспеченных прихожан храма Христа Спасителя. Это что, такой специальный праздник для бедных?

— Писали — не о Москве, правда, а о другом городе, — что полиция проводила некоторых желающих прикоснуться к святыне, прокладывала для них узкий коридор. У нас же богатые — это еще определенная психология. Такие люди не будут стоять в общей очереди. Не для того, думают они, бог им дал богатство, чтобы они в очереди стояли.

— И эти их мысли никак не нейтрализует действие Пояса?

— Они же не считают это аморальным, полагая, что такая привилегия им по праву принадлежит. Феодальное право.

— Мы снова возвращаемся к феодализму?

— Этот архетип никуда не ушел. Протоиерей Всеволод Чаплин в ответ на упрек, что, мол, духовные лица позволяют себе роскошества, дорогие часы, говорит: правильно, как храмы украшают, так и люди, служащие в храме, могут и должны себя украшать. И дальше он сказал, что нужно приучать людей тратить средства не на какие-то прагматические вещи, а на вещи символические. И то, как выглядит духовенство, как одевается, символизирует величие церкви.

— Появление Пояса Богородицы в Москве было приурочено к 65-летию патриарха Кирилла?

— Не думаю. Не знаю.

— Уверена, что было приурочено. Они же все пытались заполучить этот Пояс, а тут аккурат в день 65-летия Кирилла… Вы как ребенок.

— Может быть, какая-то связь здесь есть.

— Пояс Богородицы не сам к нам приехал. Кто и зачем это организовывал? Почему мэр Собянин едет его встречать, выступает с речью, что святыня поможет духовному возрождению Москвы?

— Попытка поиска новой идеологии. Известная практика 1990-х годов, когда братва строила храмы. Я как-то беседовал об этом с итальянским священником, он говорит: не удивляюсь, у нас вся мафия — глубоко религиозные люди. Тот же феномен.

— Братве сам бог велел. А при чем здесь политики, государственные деятели?

— В 1949 году на собрании Ленинградской духовной академии выступил с докладом профессор этой академии Николай Дмитриевич Успенский. Мирянин, крупнейший специалист по литургике. Он прочитал доклад, в котором развенчал миф о природе благодатного огня, скрупулёзно собрав все доказательства. И никто его гнилыми помидорами не закидал. Это был глубоко верующий православный человек, но его вера не основывалась на том, какое это чудо. Он остался профессором этой самой духовной академии. Доклад его распространялся в среде духовенства как некий самиздат, а потом был опубликован.

Многие считают, что если ты веришь в бога и ты православный, то обязан верить в благодатный огонь, в плачущие иконы. Как наше телевидение трактует православие? Православие — это вера в благодатный огонь.

— Магизм, о котором вы говорите, тоже становится объектом манипуляций. Такое ощущение, что это предложение сверху: подбросим-ка нашему народу что-нибудь эдакое, во что можно верить, чтобы он получше себя чувствовал в эпоху перемен.

— У нас с вами разная философия. Я придерживаюсь мнения, что все меньше в истории зависит от воли людей, даже если это люди у власти.

— Вы считаете, что эта потребность давно нарастала?

— Нарастала и очень быстро подхватывалась. Сталин — в большой степени проекция настроений своего времени. Читаю роман Андрея Платонова «Чевенгур», который был написан до Сталина, и вижу там все происходившее потом. У нас сейчас случился огромный слом, кризис идеологии. И такой вот феномен: люди, которые материально теперь живут объективно лучше, чем двадцать-тридцать лет назад, убеждены, что живут все хуже.

— Это тоже слом рационального, тут только Пояс поможет.

— Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Когда она появляется, уровень рационального осмысления жизни выше.

— Разве христианину недостаточно знать, что он непременно умрет? Это ли не стабильность?

— Это христианин из книжек. Вот образ черного Средневековья: сплошная ночь, которая если чем-то и озарялась, то только кострами инквизиции. Потом появился светлый образ — великое искусство, схоластика, Фома Аквинский, «Цветочки» святого Франциска. Но когда заинтересовались картиной мира обычного человека, крестьянина, обнаружилось, что она не имеет ничего общего с той стройной картиной, которая вырисовывается, скажем, из «Сумм» Фомы Аквинского. Это абсолютный магизм.

Что такое святой? Вот конкретная история. В XII веке во Франции в какой-то деревне жил человек, у которого была репутация святого. Все знали, что он святой. А потом что-то ему в голову ударило, и он объявил о том, что уходит из этого места. Может быть, в паломничество. Навеки покидает. Жители в ноги кидались, уговаривали: «Останься, батюшка!» — «Нет, я уйду». Тогда они его убивают, кладут мощи в храм. А потом поклоняются его мощам. Вот такая была логика. Между прочим, именно с тех пор пошли все эти мощи, все эти пояса Богородицы. В раннем христианстве этого не было.

— В интернете я наткнулась на замечание какого-то священника: «Ребята, пока вы там стоите в очереди — храмы-то опустели». А люди пишут среди прочего: «Сейчас самое время рвануть к Матроне!»

— Да, это любопытно. Когда-нибудь наверняка будет исследован феномен почитания Матроны Московской. Вот у питерцев есть Ксения Петербургская. А в Москве не было своей симметричной святой.

— То есть это наш ответ Петербургу?

— Не поверите: это я слышал от людей из патриархии. Может быть, это никогда не было так четко сформулировано, но понималось именно так.

Кого канонизируют — это ведь тоже очень интересный момент, выражающий так или иначе дух эпохи. Никого не хочу обидеть, но, по-видимому, Матрона была не очень здоровой женщиной.

Хорошо, пусть у патриархии такие намерения. Но какой энтузиазм это внизу вызвало! Сам этот культ ведь говорит о каких-то умонастроениях.

— Матрона в 1941 году, насколько я помню, спасла Москву.

— Есть такой миф в народе, что Сталин приходил к Матроне и она его как-то там вдохновляла. Более того (здесь у меня информация из интернета, так что неизвестно, насколько это все надежно), какой-то священник в Стрельне под Петербургом у себя в храме повесил такую икону — Сталин с Матроной.

Мифов много на этот счет. Одни говорят: старец с Ливанских гор, который то ли писал Сталину, то ли Сталин с ним встречался… Вообще мифотворчество народа, творящего себе кумиров, не знает границ. Вот вы знаете, что объектом поклонения, уж не знаю религиозным или нерелигиозным, стала могила Павлика Морозова?

— Неужели женихи и невесты туда приезжают?

— Она в сельской местности находится, и тамошние юноши и девушки считают, что могила обладает чудотворными свойствами. Например, помогает поступить в вуз. Но ведь Павлик Морозов — персонаж совершенно другого культа.

— Мы никого не осуждаем. В конце концов мы все терли нос собаке на станции «Площадь Революции». Меня пугает другое: зараженная одним вирусом или заряженная сильными неконтролируемыми эмоциями большая группа офонаревших людей. Пугает то, что это государственная акция. Это как если бы взяли на госфинансирование, например, самых оголтелых футбольных болельщиков.

— Футбольные болельщики устраивают погромы, а паломники…

— Смотря как обстоятельства повернутся. А что если придет банда атеистов с ними «поговорить»?

— Атеизм, в той форме, в какой он у нас существовал в 1920–1930-е годы, рациональным не был. А вы знаете, это такое народное восприятие: старушки в деревнях считали, что есть богомольцы и есть комсомольцы. И те и другие — молящиеся.

— Да, интересная этимология. Но не противоречит ли вся эта история с Поясом и магизмом канонам православия?

— Конечно, не противоречит. Здесь надо говорить не о соответствии канону, а о вкусе, уместности. Речь идет об иерархии религиозных ценностей. Этот пласт предстал перед нами в гипертрофированном виде.

— Так что же, бояться мне этой очереди или не бояться?

— Бояться не советую. Надо понимать, что есть большая часть населения, которая так думает и так поступает. Конечно, для людей, рационалистически мыслящих, все происходящее сейчас у храма Христа Спасителя создает ощущение дискомфорта. Но я не уверен, что это необратимо. Видите ли, идут споры, началась ли уже постсекулярная эпоха и что она несет.

— Так у нас уже постсекулярная эпоха?

— Многие сейчас считают, что в мире эпоха секуляризации закончилась и наступает постсекулярная эпоха. Даже если так, это не означает возрождения досекулярных поведенческих стереотипов. Многие завоевания светской цивилизации останутся, я убежден в этом. Например, не будет в мире полного поворота к клерикализму.

— Когда я проезжаю мимо этой дикой очереди, мне кажется, что Пояс Богородицы можно заменить чем угодно — любым другим предметом, любым популистским лозунгом. В словосочетании «религиозный психоз» ключевое слово все же «психоз».

— Абсолютно с вами согласен, но я бы не драматизировал ситуацию. Рационально мыслящих людей достаточно много.

В центре изучения религий


Николай Шабуров — профессор, культуролог, директор Центра изучения религий РГГУ. Представитель дворянского рода Шабуришвили. Окончил исторический факультет МГУ. Работал в Государственной публичной исторической библиотеке, преподавал историю религий в Историко-архивном институте (ныне РГГУ). По инициативе Шабурова в 1992 году был создан Центр изучения религий. Преподает также в католическом Институте философии, теологии и истории Святого Фомы. Один из авторов учебника для школьников десятого-одиннадцатого классов «Религии мира».


Вложения:
Шабуров.jpg [20.37 KiB]
Скачиваний: 978
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24-12-2011, 12:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://www.vsluh.ru/news/society/241363

Музей ИЗО зовёт горожан на кинолектории


24 декабря 2011

Музейный комплекс им. И.Я. Словцова приглашает на кинолектории, организованные в рамках выставки картин Н. К. Рериха «Певец Священных гор». Тюменцев ждет не только знакомство с живописными работами Николая Константиновича и фотовыставкой, рассказывающий историю его жизни, но и возможность познакомиться с фильмами, снятыми в различные периоды нашей истории, а также принять участие в их обсуждении.

Первый показ состоится 24 декабря в 15.00 в Музее изобразительных искусств. Зрители увидят фильм, посвящённый Пакту по охране культурного наследия, предложенному Н. К. Рерихом, «Время собирать камни».

Напомним, выставка картин Н. К. Рериха будет проходить до 11 марта. Это совместный проект Музейного комплекса имени И. Я. Словцова и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха (г. Москва). На выставке представлено 56 картин Н. К. Рериха. В состав экспозиции вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24-12-2011, 19:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
"Комсомольская правда" (Бишкек) писал(а):
http://kp.ru/daily/25809.4/2788363/

Эрлан Сатыбеков

Глава буддистов Кыргызстана Олег Цой: «Любуясь одним из храмов в Индии, вдруг увидел над ним загадочные объекты!»


Группа наших земляков побывала в Гималаях, в самой вотчине философов и мудрецов


22.12.2011

Главой маленькой, но дружной делегации от нашей республики стал известный знаток восточной философии Олег Цой. Он руководитель единственной в Кыргызстане буддийской общины «Чамсен». А до этого несколько лет Олег Сергеевич вел телепередачу на КТР-НТРК, посвященную миротворческому учению Будды.

- Нас пригласили в Нью-Дели на Всемирный конгресс буддистов, собравший около 1500 делегатов из Бутана, Шри-Ланки, Кореи, Японии, сибирских регионов России, других мест. Участвовать в столь представительном саммите, впервые организованном в Индостане, было для нас большой честью, - рассказывает собеседник. – Там царила аура всеобщего единения. Для буддизма, как это ни парадоксально звучит, неважно, к какой вере ты принадлежишь, мы вне политики, мы все дети Земли, братья и сестры, стремящиеся к самосовершенствованию.

Запомнилась, конечно, встреча с Далай-ламой XIV. Лауреат Нобелевской премии мира и известный гуманист прочел участникам форума лекцию, излучая благожелательность.

Несколько дней были насыщены выступлениями, обменом мнениями и впечатлениями. И, конечно же, посещением святых мест в окрестностях города Варанаси в штате Уттар-Прадеш, куда мы вылетели на самолете. В частности, мы побывали в уникальных пещерах, где медитирующий Будда получил просветление, посетили храм, где под священным деревом он прочел первую проповедь о четырех благородных истинах. Красивейшие, скажу вам, места, сакральные, эзотерические, овеянные мифами и притчами.

Кстати, вечером возле этого храма произошел удивительный случай. Я фотографировал его, а когда просматривал кадры, то заметил некие светлые сгустки энергии в воздухе. Подумал, может, что-то с объективом, и переснял здание. Но результат был тот же – на дисплее отчетливо виднелись неопознанные шары разных размеров!

Что еще поразило - так это сходство ритуалов паломников с обрядами языческого тенгрианства, поклонения силам Природы, и поныне сохраняющегося в Кыргызстане. Яркий пример – повязывание лент на ветки деревьев странниками. Такое у нас в республике можно часто увидеть у тех же святых мест – мазаров. У тибетской формы буддизма и исконных вероучений кочевников Тянь-Шаня можно найти много общего. Возможно, в перспективе мы проведем в Бишкеке научно-просветительский круглый стол на эту тему с участием зарубежных экспертов.

А затем мы посетили город Дхарамсала, где находится штаб-квартира Центральной Тибетской администрации. Это целый комплекс духовных и административных зданий с развитой инфраструктурой и редкой в тех краях чистотой. Кыргызский общественный деятель Казат Акматов, участвовавший в вояже, презентовал там свою книгу «Архат» на английском языке. И предложил переиздать ее, а весь гонорар направить на нужды детских школ.

В общем, впечатлений от поездки в сказочную Индию масса! Начинаешь четко осознавать, какую огромную роль в обогащении культур играет мудрость духовных лидеров. Особенно это важно для установления прочного мира и веротерпимости в нашем многонациональном и мультиконфессиональном Кыргызстане…

КСТАТИ

По стопам смиренных миссионеров


Земля Ала-Тоо, служа мостом между Востоком и Западом, издревле была плавильным котлом наций, цивилизаций и верований. Здесь проходили стратегические магистрали Великого шелкового пути, сюда вторгались чужеземные орды, тут возникали и гибли целые империи. И, конечно, приносили свои знания о природе мироздания адепты различных миссий. В итоге местные племена прошли этапы шаманизма и анимизма, тотемизма и манихейства, зороастризма и несторианства, культа предков и ислама…

В том числе в средневековую Центральную Азию проник и буддизм.

Остатки храмов и монастырей Бодхисатвы, плюс сотни различных артефактов найдены на юге Кыргызстана, в районе села Тамга на Иссык-Куле, при раскопках городищ Чуйской долины — Баласагуна, Суяба и Навеката, а также в окрестностях Сокулука при строительстве БЧК, они есть в Иссык-Ате, Ак-Бешиме, Новопокровке (Пакапское городище) и иных местностях, включая Бишкек.

Все это свидетельствует о том, что учение принца Гаутамы было популярно среди местного люда на протяжении нескольких столетий...

ОТКРОВЕНИЕ

Юрий Рерих - forever!


О нравственно-просветительской роли пояса буддийских очагов, протянувшейся от Аральского моря на западе и до Тихого океана на востоке, в том числе по территории современного Кыргызстана, - писал и Юрий Николаевич Рерих. Прославленный востоковед, лингвист, историк, этнограф, археолог, искусствовед и путешественник в своем труде «Культурное единство Азии» подчеркивал: «В поисках единства, в попытках наведения новых мостов для объединения народов нам не следует забывать уроки прошлого, следует тщательно оберегать остатки былого единства и везде, где возможно, разжигать заново священный огонь культурного единения, обмена, который когда-то принес человечеству благие плоды и которого так недостает нашему современному миру».

В уходящем году автору этих строк исполнилось 108 лет. Но согласитесь, как актуальны слова исследователя и ныне!


КУЛЬТУРУ В МАССЫ

Как Адилет стал тибетским гуру


Писатель Казат Акматов повез в Индию 50 экземпляров своего фантасмагорического романа «Архат», что на санскрите означает «святой человек», «достойный».

В ней повествуется о необычном кыргызском мальчике Адилете. Дядя берет его с собой в командировку в Тибет, где пацан остается учиться в монастыре, и бонзы признают в нем реинкарнацию великого йога Миларепы, жившего тысячу лет назад. Вокруг чудесных способностей Адилета, ставшего ламой Ману Ясо, и выстроен сюжет: идея борьбы светлого и темного начала в человеке, протест против насилия над природой, что уважение к различным религиям и толерантность человечества в процессе глобализации сблизят в итоге все мировые учения под знаменем единого Творца.

Классик Чингиз Айтматов в свое время отметил, что проза Акматова явила собой новое слово в отечественной литературе.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24-12-2011, 21:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://shuum.ru/news/12837

В каникулы школьники могут посещать городские музеи бесплатно


В дни новогодних каникул, с 28 декабря 2011 года по 9 января 2012 года, состоится масштабная акция - 17 городских музеев и ЦПКиО им. С.М.Кирова будут принимать школьников бесплатно. Такую идею предложил новый председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев. Губернатор Георгий Полтавченко не только поддержал ее, но также выразил надежду, что федеральные музеи также примут участие в этой акции.

Музеи, подведомственные Комитету по культуре:


«Музей – институт семьи Рерихов»

Музей открыт 4, 5 и 6 января 2012 года с 11.00 до 18.00
Основная экспозиция без экскурсионного обслуживания.
Выставка «На чужом берегу», посвящённая писателю, путешественнику и разведчику С.Н.Сыромятникову.
В рамках выставки проходит поисковая игра для детей «Кто такой Сигма?»
тел. 323-08-85


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25-12-2011, 08:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://rus.ruvr.ru/2011/12/22/62693919.html

Александра Андреева

Где граница Палеарктики ("Санкт-Петербургские ведомости", Санкт-Петербург)


22.12.2011

Представители Санкт-Петербургского cоюза ученых вернулись из экспедиции в Западные Гималаи. Не обошлось без маленьких сенсаций

Представители Санкт-Петербургского cоюза ученых вернулись из экспедиции в Западные Гималаи. Это была едва ли не первая комплексная (а не узконаправленная) российская научная экспедиция в те места. Физикогеограф, ботаник, энтомолог, орнитолог, гидробиолог... – всего 11 человек. Собранные материалы еще обрабатываются, но, как сказал руководитель экспедиции герпетолог (специалист по земноводным и пресмыкающимся) Лев Боркин, «не обошлось без маленьких сенсаций».

– Лев Яковлевич, почему именно Западные Гималаи?

– У нашего Союза ученых давнее научное партнерство с Музеем-усадьбой Рериха в Изваре, и то и дело заходил разговор: посетить бы имение Рериха в Гималаях в долине Кулу. Так и получилось. Но главная цель была научная: изучение природы Западных Гималаев.

– Да ведь XXI век. Там еще не все исползано и изучено?

– Что вы! У нас Памир-то, где станции научные много лет работали, и тот недостаточно изучен, а Гималаи – гигантская территория. В Индии ученые работают, как правило, в предгорьях или на равнине, в тропических джунглях. А мы были в тех местах, где не все горные вершины названы и описаны. Паломнические пути там развиты, но научные исследования – другой вопрос. Комплексные биогеографические исследования в Гималаях проводятся нечасто, и работы биологам разных специальностей там очень много.

Когда мы задумывали экспедицию, были, конечно, опасения «организационного» характера: участники – представители разных наук, разного возраста, от 30 до 65 лет. Надо было учесть интересы каждого. К тому же природные условия в Гималаях непростые. Но не случилось ни одного инцидента. К слову, с нами была врач, но никто за три недели путешествия к ней не обратился, хотя мы работали на высотах 3 – 4,5 тысячи метров. Единственным заболевшим (его даже пришлось госпитализировать из-за резкой формы горной болезни) оказался молодой индус из Дели, помощник нашего водителя. Просто экспедиция была хорошо подготовлена, мы двигались медленно, адаптируясь к высоте.

– Какую цель перед собой ставили?

– Мы живем в Палеарктике – регионе, охватывающем и внетропическую часть Евразии, и Северную Африку и заселенном определенным комплексом растений и животных. Например, хвойные леса есть и у нас, и в Средиземноморье, и на севере Африки. Но где проходит южная граница «нашей» зоны?

Этот вопрос был поставлен еще в середине XIX века в Русском географическом обществе основателем зоогеографии Николаем Алексеевичем Северцовым. Он окончил Московский университет как зоолог, но формально профессиональным зоологом не был, т. е. не работал в университетах, не состоял в Академии наук – был чиновником по особым поручениям при туркестанском генерал-губернаторе. Северцов определил южную границу Палеарктики по муссонам, которые дальше Гималаев не проходят – за горами начинаются суровые пустыни.

Сейчас общепринята точка зрения, что южная граница нашей природы заканчивается на южных склонах Гималаев, где растут хвойные леса. Но у меня была другая гипотеза относительно этой границы. В 1999 году я опубликовал на эту тему большую работу в США.

– Если вы герпетолог, то границу устанавливали не по муссонам, а по лягушкам?

– Совершенно верно, по распространению земноводных. Гималаи обычно принято делить на две группы: Западные и Восточные. Границу проводят по реке Сатледж, которая прорезает горную систему и уходит в Тибет. Река, видимо, очень древняя, так как поднятие Гималаев началось не менее 10 миллионов лет назад. Считается, что палеарктические животные и растения дальше Сатледжа не проходят, а в Восточных Гималаях уже обитают животные, характерные для Индии и Индокитая. То есть река – резкий биогеографический рубеж. Надо было проверить, так ли это.

– Как работали?

– В Дели прилетели ночью, из аэропорта сразу же поехали в предгорья Гималаев, Сиваликские холмы, в город Симла (там в колониальное время отдыхала британская элита; город входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), дальше продвигались вдоль реки Сатледж и остановились за 5 км до границы с китайским Тибетом (там для передвижения требовались специальные разрешения), повернули на запад в замкнутые долины Спити и Лахул, прошли два перевала, Кунзум и Ротанг, последняя часть пути проходила по долине Кулу, а оттуда после двух ночевок в кедровом лесу и во дворце бывшего магараджи вернулись в Дели.

Передвигались мы на небольшом автобусе и машине. Во многих местах узкая дорога была проложена по самому краю горного склона: одной рукой можно было коснуться горы, а в другую сторону лучше было не смотреть – крутой обрыв, иногда несколько сотен метров. Разъезд со встречной машиной составлял целую историю. Но индусы – великие мастера вождения, очень дружелюбные, друг другу всегда помогают.

У нас были с собой палатки, но они не понадобились: развит паломнический туризм (мы даже при одном индуистском храме ночевали), почти в каждом поселке есть гест-хаусы или гостиницы.

Полевые исследования мы старались проводить комплексно. Физикогеограф делал общее описание структуры горных долин, ледников; ботаник анализировал распределение растений; орнитолог отмечал птиц, энтомолог – бабочек. И так далее. Все это привязывалось к высоте и типу ландшафта.

Если по пути попадалось что-то интересное – делали остановки. Например, видим: ящерица на скале греется; останавливаемся, регистрируем это место (координаты, высоту), фотографируем, определяем вид, пытаемся поймать – правда, часто без успеха.

Места, конечно, удивительные: то роскошные сосны и кедры, то горные луга или пустыни, однажды попались реликтовая березовая роща и земляничная поляна. Водопады, ущелья, снежные пики, розовые от солнца...

– Как ваши личные научные успехи?

– Я и два моих соратника-ученика из Института цитологии очень довольны. В долине Спити, это фактически Тибет, сделали открытие – маленькую сенсацию для генетиков и зоологов-эволюционистов. Мы нашли зеленую жабу.

Спросите, что тут удивительного? Они водятся в России и на Украине, на Кавказе и в Средней Азии. Еще в советское время киргизские ученые обнаружили, что на Тянь-Шане зеленые жабы необычны: у всех животных (и у человека) два набора хромосом, а у них – четыре. Так называемая тетраплоидия. Многие ученые отнеслись тогда к открытию скептически. А спустя время оказалось, что и у некоторых рыб в горных водоемах четыре набора хромосом.

Несколько лет назад один молодой немецкий герпетолог поехал в Пакистан в горы Каракорум (сейчас туда и не попасть: талибы) и поймал там зеленых жаб, которые оказались с тремя наборами хромосом. Нечетное количество! Из любого учебника генетики следует, что этого быть не может: при таком делении клеток должно нарушаться распределение хромосом. Такие животные нежизнеспособны. Исключение возможно лишь при однополом клональном наследовании, например в случае партеногенеза, когда вид состоит только из самок. Но там были и самцы.

– А внешне – жаба как жаба?

– Ну да... Немец послал статью в американский журнал – ее отвергли: «Такого быть не может». Один мой знакомый, итальянский профессор, напечатал ту статью в итальянском научном журнале. Потом, после дополнительных исследований, появилась статья даже в престижнейшем Nature. В общем, у этих высокогорных жаб в Пакистане особый тип наследования, который до конца неясен.

Нам с коллегами когда-то удалось найти таких же жаб на Памире, а теперь, представьте себе: нашли в Гималаях! Сделали анализ ДНК, посчитали хромосомы: триплоидный вид. Какой-то другой – не тот, что нашел немец.

– Насчет границы Палеарктики: вы получили ответы на свои вопросы?

– В долине реки Баспа, притока Сатледжа, мы видели палеарктические растения и животных, которых, казалось бы, там быть не должно. То есть если проводить границу не по линии муссонов, а по составу растений и животных, то Сатледж не такая резкая граница, каковой считается. Сейчас весь собранный материал обрабатывается и скоро, надеюсь, будет опубликован.

– Вот объясните: ну проходит граница не «там», а «здесь», ну и на здоровье. Что с того?

– Интересно же знать, где, например, кончается тундра и начинается тайга! Это понимание и всего мира природы, и биологических ресурсов, и важно с точки зрения глобальной стратегии охраны природы.

– А до имения Рериха добрались?

– Добрались, хотя с нынешним руководством музея встретиться не удалось. А для нашей Извары привезли символический подарок: хотим сделать уголок гималайской природы. Из долины Кулу привезли растения, которые посадим в Изваре, сейчас семена проходят карантин.


– Вернуться в Гималаи планируете?

– Между Гималаями и Тибетом, например на северо-западе Непала, есть так называемые затерянные миры. Неплохо бы оказаться там первым среди ученых.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25-12-2011, 08:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/ ... s1237.html

Профессор из Индии посетил улан-баторский Русский центр


23.12.2011

21 декабря в Русском центре в Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Плеханова состоялся вечер встречи с Бира Шагдарын, почётным членом Международной академии культуры Индии, почётным доктором МГИМО, профессором Национального университета Внутренней Монголии, лауреатом Государственной премии.

Ш. Бира награждён Золотой медалью Общества по изучению Азии от Великобритании и Северной Ирландии. Он написал около 100 научных работ, в том числе трёхтомник по истории культуры и историографии Монголии. Его работа «Исследования исторических хроник, написанных монгольскими ламами на тибетском языке» выполнена под руководством Ю.Н. Рериха. В 1951 году Ш. Бира окончил МГИМО, в 1960-м защитил диссертацию в Институте востоковедения АН СССР, 1972-м защитил докторскую диссертацию. С 1973 года действительный член АН МНР, с 1987-го – генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения. В 1996 году удостоен звания «Заслуженный деятель науки Монголии».

Профессор Бира рассказал о своей работе с Ю.Н. Рерихом, который был руководителем его диссертации. По воспоминаниям профессора, первой книгой, которую Юрий Николаевич дал ему изучать, была знаменитая тибетская хроника XV века «Деп-тер он-по» («Синяя летопись» или «Голубые анналы»). Эта книга стала позже настольной книгой учёного. Пришлось ему заниматься и текстом кукунорского монгола Сумбо-хамбы, крупнейшего ламы монгольского происхождения, учёного XVIII века, который написал историю буддизма Индии, Китая и Монголии.

Ш. Бира рассказал о тэнгризме. Это понятие он ввёл, описывая и анализируя историю Монголии. К сожалению, его книга о тэнгризме не переведена на русский язык.

Профессор Бира также говорил об истории отношений Монголии и России. С точки зрения учёного, дружбе между Монголией и Россией уже 800 лет, на протяжении которых в разные исторические эпохи страны просто менялись ролями. Поэтому нужно пересмотреть историю взаимоотношений Монголии и России, более внимательно отнестись к периоду, обозначаемому в российской истории как монголо-татарское иго.

Ш. Бира также поделился воспоминаниями об учёбе в МГИМО, где в одной группе с ним учились дети Вячеслава Молотова, Георгия Жукова, Андрея Вышинского.

В завершение встречи Ш. Бира подарил Русскому центру свои книги.

Русский центр в Улан-Баторском филиале РЭУ им. Плеханова


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25-12-2011, 21:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://www.museum.ru/N44693

Поисковая игра для детей «Кто такой Сигма?»


В Музее-институте семьи Рерихов проходит выставка под названием «На чужом берегу», посвящённая Сергею Николаевичу Сыромятникову. Сейчас это имя мало кому известно, а между тем…

…в конце XIX — начале XX века Сыромятников был хорошо знаком широкой публике как писатель и журналист, редактор нескольких периодических изданий и яркий публицист, а между тем….

…его деятельность была гораздо более многогранной, хотя некоторые её грани оставались в глубокой тени, а между тем…

…именно за теневую сторону своей карьеры в дореволюционное время Сыромятников был удостоен правительственных наград нескольких держав.

Разобраться в том, кто же он на самом деле — Сергей Сыромятников, творивший под псевдонимом Сигма, детям, а может быть, и взрослым, поможет специальный выпуск информационного листка «Музейные тайны». Журналист Альфа в своей статье о таинственном господине С. ставит много вопросов, но оставляет их без ответов. Заполнив белые пятна в истории Сигмы, посетители выставки сами ответят на вопрос: «Who is Sigma?». Но для этого потребуется проявить сообразительность, ясность мышления и поисковые навыки.

Удачной охоты

Омега


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26-12-2011, 22:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Наш город - Тюмень писал(а):
http://www.nashgorod.ru/news/news47511.html

26.12.2011

Еженедельные кинолектории — в музее ИЗО


В рамках выставки картин Рериха в музее изобразительных искусств по субботам и воскресеньям проходят еженедельные кинолектории. Первый показ — фильм «Время собирать камни», посвященный Пакту по охране культурного наследия, предложенному Рерихом — состоялся 24 декабря.

Кинолектории проходят с 24 декабря по 25 февраля, начало в 15:00. Вы сможете не только познакомиться с фильмами, снятыми в различные периоды нашей истории, но и принять участие в их обсуждении.

Расписание кинолекториев:

— 14 января «Старший сын» — фильм о Ю.Н. Рерихе — известном востоковеде и тибетологе;

— 15 января «Дороги в Кулу» (2008). Фильм посвящен памятным рериховским местам в Индии;

— 21 января Музеи Николая Рериха в России (ч.1): «Приглашение в Музей»;

— 22 января Музеи Николая Рериха в России (ч.2): Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре;

— 28 января «Вестник» (2004). Фильм о С.Н. Рерихе;

— 29 января «Звезда Героя» (2002). Фильм в 5 частях, созданный по книге Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии». Фильм снят по местам Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (Индия, Сикким, Кашмир, Ладак, Алтай, Монголия, Тибет…);

— 4 февраля «Мои картины» (1978). Документальная съёмка. С.Н. Рерих ведет экскурсию на выставке картин в г. Софии;

— 5 февраля Фильм «Николай Рерих» (1974);

— 11 февраля «Младший сын». Биографический фильм о младшем сыне Н.К. Рериха — Святославе и непростой судьбе наследия художника, оставшегося в Индии;

— 12 февраля «Возвращение». Фильм о возвращении известного ученого-востоковеда Ю.Н. Рерих на Родину в 1957 г.;

— 18 февраля «Только натянутая струна звучит». Фильм о Людмиле Живковой — министре культуры Болгарии — сотруднице С.Н. Рериха;

— 19 февраля фильм «Письмена» — о жизни и творчестве Н.К. Рериха;

— 25 февраля «Листы дневника. Н.К. Рерих в России» Древние города России, которые вместе с супругой Е.И. Рерих художник посетил в 1903–1904 г. Фильм сопровождается цитатами Н.К. Рериха, которые посвящены старинным русским городам.

Фильмы о знаменитом художнике показывают в музее изобразительных искусств: ул. Орджоникидзе, 47, тел.: 46-91-15


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1248 ]  На страницу Пред.  1 ... 79, 80, 81, 82, 83, 84  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

AGNI-YOGA TOPSITES
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB