http://www.orp.orel.ru/news.php?extend.12141 12 августа 2011
Православие и сектантство
Лёгкий путь к духовности часто приводит людей в секты
Сегодня можно проследить тенденции усиления доверия к церкви и надежд на то, что она сможет стать одной из ведущих моральных сил, которая будет способна решить многие проблемы нашего общества.
Поиски
Рост религиозности, очевидно, является результатом распада существовавшей системы ценностей и заполнением того вакуума, который образовался на месте коммунистической идеологии.
В ходе мировоззренческих поисков определенная часть населения обратилась к вере в Бога, к церкви.
Подавляющее большинство людей черпают религиозную информацию из средств массовой информации, художественной литературы, получают от родственников и знакомых, и только небольшое количество — из непосредственно церковных источников. Православие остается не только наиболее распространенной, но и наиболее уважаемой религией. Значительное большинство населения современной России выступает за расширение участия православной церкви во всех сферах жизни (в политике, образовании, медицине, социальной сфере, армии).
Крупнейшей религиозной конфессией в Орловской области, как и во всей стране, является Русская православная церковь (Московский патриархат), которая насчитывает 62 зарегистрированные религиозные организации. Практически во всех районах Орловской области функционируют православные приходы. За последнее десятилетие религиозным объединениям передано 50 церковных зданий как в г. Орле, так и в районах области. Только в областном центре теперь функционирует 11 православных храмов.
Заметно влияние на население области, и в особенности на молодежь, евангельских христиан протестантского толка. В области действуют 21 религиозная община Союза церквей ЕХБ, три общины Совета церквей ЕХБ, три общины церкви адвентистов седьмого дня, четыре общины евангельских христиан, одна община пятидесятников. В области также действуют и иные религиозные общины: еврейская, евангелическо-лютеранская, римско-католическая и другие.
Секты
«Демократизация» русской жизни отозвалась в религиозной области нашествием на нашу страну многочисленных заокеанских проповедников. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения «духовностью» без разбора ее содержания. Представители самых различных религиозных конфессий прокладывают дорогу к нашим соотечественникам. Момент для проникновения в Россию всеми сектантами выбран крайне удачно. У сект есть то, что еще представляет собой какую-то силу в постсоветском обществе, — деньги. Перед шелестом американских долларов, других валют, имеющих широкое хождение во всем мире, раскрываются двери школ, министерств, институтов, Дворцов культуры и т.д. Приезжие миссионеры проповедуют не только Библию, но и американский образ жизни, их ценности и нравы. Причем особый упор при этом делается на приобщение к сектам молодежи.
Секты всегда ведут войну против православной церкви, так как духовные традиции православия являются самым главным обличением ложности тех методов и идей, с помощью которых сектанты стремятся подчинить общество своему влиянию.
По оценкам специалистов, в России насчитывается более 2 тысяч сект, и она занимает третье место в мире по данному показателю. Число людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает миллиона человек. Из них семьдесят процентов — молодые люди от 18 до 27 лет.
Секта означает нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, «духовнее» других. Так, основатель секты «Церковь Христа» Кип МакКин полагал, что он лучше других понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизнь евангельский идеал. Секта — создание человеческое, и учение ее — плод ума человеческого. Как сказал некогда другой видный деятель религиозного сектантства Рон Хаббард: «Чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию».
Секты создаются сегодня не просто в результате какого-то внутреннего душевного заблуждения, а с корыстными целями господства над людьми. Как правило, в секту попадает тот, кто не хочет душевно трудиться, искать ответы о смысле бытия, о том, как познать истину. Обычно такой человек ищет легкий путь к духовности и находит его в некоем суррогате, при помощи которого его заманивают в секту, где используют потом в корыстных целях.
Вторая волна
Сейчас Россия переживает вторую волну популярности тоталитарных сект. Первая волна прошла в начале 1990-х годов. За эти годы секты успели проникнуть и укрепиться в стране, наладить работу по привлечению новых адептов и научились получать прибыль от своей деятельности.
Каковы же характерные признаки секты? Их необходимо знать, чтобы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное или лечебное учреждение.
Секты характеризуются следующими признаками:
1. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.
2. В сектах наличествует двойное учение: одно — для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — для внутреннего пользования. Так, в Духовном центре им. Сергия Радонежского не веруют ни в Бога, ни в Воскресение Христово, а почитают сатану и практикуют идолослужение.
3. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров: вводного, однодневного, двухдневного, трехдневного, семидневного, двадцатидневного, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. Иерархичность позволяет держать под строгим контролем, направлять действия членов на всех ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее. Существует определенный компрометирующий человека материал, собираемый при вступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетировании; кроме того, вступивший должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться от личного имущества, признать всю свою предшествующую жизнь ошибкой.
4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой. Они, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полной зависимости, которую специалисты сравнивают с наркотической.
5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они единственно праведные «избранники Божии», что все окружающие люди — существа второго сорта, обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упор делается на «самосовершенствование», то есть развитие в себе паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «монастыри», вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров.
Рабы духа
Многие церкви, такие, как «Церковь объединения» Муна, сайентологии Рона Хаббарда, и другие являются крупными промышленными и финансовыми «империями», ставящими своими целями достижение власти над всем миром. Инструментом воздействия на человека являются не только религиозные беседы и внушения со стороны профессиональных психологов, но и применение различных психотропных препаратов. Так, по заключениям авторитетных ученых из НИИ психиатрии, НИИ МВД РФ, Государственного научного центра им. Сербского, представленным в Московскую прокуратуру, людям, активно посещающим занятия «Аум Синрикё», «наносится психическая кастрация с прекращением детородных функций», а также «любая личность в секте деградирует, жертвой можно вертеть как угодно: готовить из неё рэкетира, наёмного убийцу…»
Секты, действующие сейчас в России, можно классифицировaть следующим образом:
1. Конфессии или секты, являющиеся относительно традиционными для России: католики, баптисты, адвентисты, лютеране и др.
2. Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации: «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», свидетели Иеговы
и др.
3. Секты, претендующие на обладание новым «откровением»: мормоны (или «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна (или «Церковь объединения»), «Аум Синрикё», «Церковь последнего Завета» лжехриста Виссариона и др.
4. Учения и секты, имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей (целители и колдуны, восточные культы): кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, антропософия,
«Живая этика Рерихов», секта сайентологии Рона Хаббарда (центр дианетики), астрология, неоязыческий центр «Ювенир» и др.
5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывесками философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз: «Делай все, что хочешь. Ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права». Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.
Об истине
По мнению специалистов, изучающих организацию и деятельность религиозных сект, современные секты развиваются по двум направлениям, представляющим серьезную опасность для общества. Первое — проникновение в школы, колледжи, вузы и учреждения социальной помощи различной направленности. Второе — подготовка кадров для террористических организаций. Этим, конечно, занимаются не все секты, но такая опасность уже реально существует.
В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная духовная болезнь — неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество лишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делается неспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектом влияния чужой, внешней воли. Поэтому нам необходимо извлечь урок и вести решительную борьбу против сектантства, одновременно обратившись к спасительным истинам Русской православной церкви.