Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания
Текущее время: 17-11-2017, 23:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1248 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 84  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05-03-2011, 18:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Газета "Своими именами", №9, 2011 г. писал(а):
http://svoim.info/201109/?09_5_1

СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ПУТЬ ИЗ «ВАРЯГ В ГРЕКИ»?


(Продолжение. Начало в N7)


Философия путешествий


Любое торговое путешествие - это путешествие туда и обратно: из пункта А в пункт Б привезти товар, продать его, закупить другой товар и доставить его обратно, в пункт А. Там продать, закупить товар для пункта Б и т.д. Каков был мотив путешествия Афанасия Никитина в Индию в XV в.? Будучи пограбленным в дельте Волги и оставшись без средств к существованию, он пошёл сначала в Баку, где поработал на нефтепромыслах и осмотрелся. Определил, что наиболее выгодным торговым делом будет задёшево купить породистого жеребца, доставить его в Индию и там задорого продать. Затем задёшево накупить товара для Руси и, вернувшись домой, с выгодой его продать и тем самым восстановить себя как купца. Первую часть он выполнил, вторую не удалось - не оказалось в Индии товара для Руси.

В главе 9 речь о плавании росов в Константинополь идёт как о регулярном, во-первых (комментаторы употребляют слово «караван»), а во-вторых, как о водном и туда, и обратно. Уключины, которые росы переносят со старых моноксилов на новые, - прямое указание на то, что росы возвращались из Константинополя на тех же судах-моноксилах, на которых и плыли в Константинополь! Т.е. возвращались водным путём, вверх по Днепру, вновь преодолевая пороги! Только уже не сплавом, а против течения! Это ж какую упёртость надо иметь?

А как осуществлялись подобного рода торговые походы на Руси? Например, в XIV-XV веках из Москвы по весне купцы отправлялись на лодках (плоскодонных стругах и насадах) вниз по Москве-реке. Затем по Оке до Рязани, оттуда вверх по Проне, потом по Ранове. Далее, на узком Окско-Донском междуречье существовала целая система волоков, например, Рясский волок.

Но тут надо сделать отступление и напомнить, что у понятия волок есть два толкования. Одно, вульгарное, состоит в том, что волок - это когда выгружают грузы и путешественники волокут лодки от одной реки до другой. Как именно - хорошо видно на образцовой картине художника Н.К.Рериха «Волокут волоком». На ней изображены некие самоходные ладьи, которые, гордо став на кили, движутся по суше туда, куда надо. А куда надо показывает группа варягов или славян, бредущая перед ладьёй и ведущая её на тонкой, провисшей (?!) верёвочке. Если Рерих так нарисовал, значит, так и было? Нет, реальность была другой. При водоразделе, в верховьях реки, организовывалось постоянное поселение, задача которого в том и состояла, чтобы обеспечить волок: рабочей силой, лошадьми, телегами, колёсами, ремонтной базой. При волоке лодки разгружали, груз перевозили лошадьми на телегах, лодки ставили на колёса и также перевозили лошадьми. Потом спускали их на воду, вновь загружали и отправляли в путь.

Рясский волок контролировало село Якимец на р. Хупте (ныне это окраина п. Александро-Невский Рязанской области).

Через Рясский волок в Становую Рясу, приток Дона, затем по Дону до Черкасска (ныне станица Старочеркасская) - центра донского казачества. Там продавали товары, включая лодки, т.к. местность на Дону безлесная и казаки охотно покупали лодки на доски. Покупали товары для Москвы и коней. Иже на лошадях возвращались домой по Сакме - хорошо известной дороге, фрагменты которой до сих пор сохранились. Если плыли в Царьград - доходили до Азова, всё равно продавали лодки, а сами грузились на генуэзские морские суда и плыли на них. На них же возвращались в Азов, покупали лошадей и на них шли домой.

То же самое, вплоть до XIX века делали купцы на Волге, спускаясь вниз с товаром на барках и шитиках - судах, которые и делали-то на одну навигацию с последующей разборкой и продажей досок в Царицыне и Астрахани. (И никаких заклёпок - у барки деревянные детали соединялись деревянными шипами, а у шитика верёвками, оттого и шитик.) Возвращались на лошадях.

Логика тут проста - купец продаёт товар, чтобы получить прибыль. На юге дорог лес, но дёшевы кони. Значит, надо продать лес, лучше доски - больше дадут денег, и купить коней, на которых и вернуться, а потом продать и получить прибыль.

У росов из главы 9 логика какая-то иная, спортивная - сначала тяжелейшее путешествие вниз по Днепру на юг, в Царьград, там продали рабов в цепях, закупили, наверное, что-нибудь (что?), потом неимоверное, фантастически невероятное путешествие вверх по Днепру домой, в Киев. Там не умерли от перенапряжения, а наоборот, как ни в чём не бывало отправились в полюдье. Наступил апрель - шабаш, славяне, весна, тянет в дальние странствия, пора готовиться к путешествию в Царьград!

Ну не было никакого ПВГ, невозможен он!

Тем не менее откройте учебник, посмотрите на карту и увидите - он есть!

Тогда - для чего это нужно? Для чего-то это же нужно? А вот для чего!

Здесь будет город заложён!


Для любого государства определяющее значение имеет его возраст. Чрезвычайно важна также унаследованность государственности. Отношение к государству-новоделу какое-то не очень серьёзное, ведь у него нет истории. Иное дело государство древнее - тогда его граждане гордятся. Граждане России гордятся, Ирана, Индии и Китая гордятся.

Летом 2009 г. гордилась Литовская республика, отмечая 1000-летие государственности. А. Бразаускас заявил, что, вот, мол, есть много стран, которые не имеют такой гордости, а Литва - имеет. Действительно, с 1939 года имеет -- тогда СССР передал Литве Виленскую область. Без Виленской области это не Литва, а Жмудь или Самогития, и жители её жмудины, жемайты или жемойты, но не литовцы. Великое княжество Литовское - русское княжество, И большая часть его населения была русская, и язык делопроизводства западнорусский (старобелорусский). Распространённая фамилия Литвинов, Литвишкин, Литвиненко и т.д. обозначает предка-белоруса, но не жмудина. Жмудь была данницей Литвы. Вильна стала Вильнюсом, князь Витовт - Витаутасом, а жемайты стали называться литовцами и гордиться чужой историей как своей не сразу, а постепенно, в процессе изменения исторической памяти. Шаг за шагом, год за годом. Например, из польско-литовского войска, победившего немцев в Грюнвальдской битве в 1410 году, потихоньку были выделены так называемые русские смоленские полки, чтобы получилось так, что литовское войско якобы состоит из двух частей - литовцев и русских, следовательно, русские - не литовцы, а тогда литовцы - это жмудины. Между тем, русское великое княжество Литовское существовало само по себе, безотносительно к жмудинам, а имело ту же цель, что и Московское, объединение русских земель. Москве оно проиграло, но оно, оказывается, проиграло и российским историкам, подарившим его историю вместе с Виленской областью Литовской республике. Так-то вот.

Значит, историю нужно помнить, за историю надо бороться и историю можно делать.

Вернёмся к ПВЛ и посмотрим, о ком идёт речь далее - кто воспользовался ПВГ? Это - креститель Руси Андрей Первозванный. Как повествует ПВЛ: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру».

В этом скромном повествовании содержится древность Киева, его богоугодность, освящённая самим Андреем Первозванным. И определено это место было не абы где, а на ПВГ, которым и прошёл Св. Андрей - креститель Руси. Отсюда - величие Киева и первенствующая его среди русских городов роль.

Продолжим чтение ПВЛ: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришёл в Синоп».

И этот отрывок определяет древнее происхождение города на ПВГ - теперь Новгорода. Правда, баня как свидетельство пребывания Св. Андрея в этом месте выглядит несолидно («Баня, водка, гармонь и лосось»), да и никакой зависимости между баней и местонахождением Новгорода нет, баня в русском поселении не диво, но что-то же летописцу написать было надо.

Почему Св. Андрей из Синопа пошёл в Рим через ПВГ, Варяжское море и далее вокруг Европы - комментировать просто невозможно, никто и не комментирует. Ну - пошёл и пошёл, что особенного? Действительно, из Москвы в Рязань через Казань - что ж тут такого?

Киеву, конечно, внимания уделяется более серьёзное, нежели Новгороду: во-первых, на ПВГ, во-вторых - сам Св. Андрей крест поставил, в третьих - вот ещё текст:

«И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев».

Это - детали, то есть то, что делает любое повествование правдоподобным. В данном отрывке детали имеют характер топонимический, поэтический, персональный, даже наставительный. В самом деле - места поселений указаны летописцем применительно к его времени - вот, мол, например, именно здесь, где сейчас Боричев подъём, и обосновался Кий. Видно, что братья и сестра явно были дружны и жили мирно, хотя и каждый на своей горе. Однако же уважали старшего и именно в честь него назвали город.

В итоге: на издревле существовавшем ПВГ появились два великих русских города, Киев и Новгород. Их появление узаконено путешествием апостола Андрея Первозванного, который на месте Новгорода уже застал славянское поселение, а на месте Киева поставил крест и предрёк сему месту великое будущее. Впоследствии здесь дружными братьями и сестрой и был основан Киев.

Начало славных дел


Далее в ПВЛ Киев и Новгород, так славно обоснованные, должны проявиться самым решительным и важным образом, а именно: в вопросе о русской государственности. (Странно было бы, если не проявились, странно было бы, если далее речь пошла о Зарайске, Владимире или Коломне). Они и проявляются:

«...год 6370 (862) (Здесь первое число означает время от сотворения мира, а в скобках - от рождества Христова). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Вот оно - окончательно установление нашей государственности именно в Новгороде (на ПВГ, но об этом уже и нужды нет говорить, это уже сказано и усвоено, это само-собой разумеется). Именно поэтому там и установлен памятник 1000-летия России. Окончательно - потому что ранее новгородцы платили дань другим варягам, не руси. Естественно, в другие города нашего тогдашнего обширного отечества (когда ж это оно образовалось-то?) Рюриком были посажены наместники. И в Киев тоже:

«И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Этой записью под годом 6370 (862) фактически завершается миф об основании русского государства на ПВГ, но читатель о ПВГ уже не думает - на него обрушивается шквал подробностей. Ведь из записи можно узнать, что варягами, оказывается, вдобавок к семи вышеприведённым наименованиям, называли ещё: русь, шведов, англов и готландцев, т.е. термин варяги явно собирательный, самый общий его смысл - иноземцы вообще, т.е. - чужие. При этом словене, кривичи, меря, весь и мурома - земляки, свои. Неясно, кто такие хазары, но - чужие, т.к. им платят дань поляне, живущие в Киеве. Но думать некогда, потому что воображение отправляется на Белоозеро, в Ростов, в Полоцк, в Муром, а в Киеве уже Аскольд и Дир - не только о каких-то сомнениях нет речи, нет, дай бог успевать фиксировать состояние заново образованного государства, повышать собственную эрудицию и наполняться гордостью за тысячелетнюю историю родной державы.

Чувства приятные и достойные, их надо поддержать, что ПВЛ и делает:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Вот это поход! Двести (!) кораблей под командованием Аскольда и Дира всего через 4 года (!) после появления их в Киеве отправляются воевать Царьград (!). И гордые греки спаслись только усердной молитвой и заступничеством святой богородицы! Лихо! Волей-неволей, задним числом, незаметно усваивает читатель ПВЛ, как непреложную истину, как факт, не требующий доказательств, - поляне-киевляне, живущие на ПВГ, это: искусные корабелы, бывалые речники и опытные мореходы, свирепые и умелые воины. Им - всё по плечу под руководством варягов.

А дальше в ПВЛ следуют одна за другой интереснейшие подробности жизни людей на складывающемся государственном пространстве Руси.

Что получается? В X веке киевляне никаких плаваний в Царьград не совершали по причине технической отсталости, помноженной на непреодолимые географические условия, хотя ранее, в IX веке, аж 200 кораблей подогнали под стены Царьграда! Чепуха получается.

Но уже заложено в сознание: русская государственность имеет европейское происхождение, она шла и пришла с Запада и распространилась полосой по устоявшемуся ПВГ, на котором сомкнулась с Византийской культурой, т.е. - варяги, греки и иные европейцы первично, славяне вторично. Всё, что восточнее, имеет периферийный характер. То есть Русь - окраина Европы, а то, что восточнее ПВГ, - окраина Руси. Отсюда ясно, что те нашествия, которые время от времени устраивает Европа на Россию, это движение из центра на окраину, но мы чего-то ещё отбиваемся, отстаивая свою независимость. Ясно, что и технический прогресс, и культура идёт к нам из Европы, а мы у неё учимся. Нам вообще надо мирным путём объединять усилия для того, чтобы создать Европу «от Дублина до Владивостока». И т.д. и т.п. А попробуй скажи, что надо мирным путём создать Россию «от Владивостока до Дублина», - какие начнутся удивления!

Посмотрим на географическую карту


В самой западной части Евразии хорошо заметен обладающий чрезвычайно изрезанными берегами полуостров Европа. Отделяется он от материка примерно по полосе Днепро-Бугский лиман - устье Немана. В истории это почти линия Керзона. только восточнее. Геологическое строение, рельеф, климат к востоку и западу от этой полосы различны, различны и условия, в которых складывались европейская и российская цивилизации. Вот вдоль этой полосы и идёт ПВГ, только выходит он к Ладожскому озеру, очевидно, для того чтобы дать славное историческое обоснование Новгороду на Волхове. Ясно, что то, что западнее, до Атлантики, это одно, это Европа, а то, что восточнее, до Урала, это другое, это Россия.

У Европы только одно преимущество перед Россией - большая протяжённость и изрезанность морских берегов, практически незамерзающих. Но до 1492 г. возможностей использовать это обстоятельство было крайне мало, осуществлялось только прибрежное плавание. В остальном же Россия несомненно находится в более благоприятных условиях. Россия больше по площади, она на равнине, перед ней открыты по рекам, суше и морям пути на все четыре стороны света. Европа меньше и до открытия Америки в 1492 г. вела товарообмен только с Востоком - через Русь и Османскую империю. А самый желанный товар для европейца - пряности. Почему? Сырой климат, отсутствие леса, оттого - постройки каменные и топить приходится углём, вместо удобных лаптей твёрдые деревянные башмаки, бань нет, о банных вениках нет речи, гигиена минимальная (мыла нет, вместо него аристократки пользуются одеколоном, а потом берут на руки собачку - чтобы блохи с дамы на неё перепрыгивали), тепло: забить на зиму скот и хранить мясо (и не тратить зря корма) возможности нет, выловить из пруда рыбу и хранить её в сарае на морозе возможности нет, скученность, температура зимой плюсовая, погода промозглая, отсюда болезни, в первую очередь простудные. Пряности: перец, гвоздика, корица, кардамон, мускатный орех и пр. - для профилактики простудных заболеваний. А где их взять? Как где - в Риме, т.е. Византии (с 1453 г. в Османской империи), и на Руси. Но не вообще (кто ж позволит?), а в определённом месте.

Упоминаемый в «Истории...» Н.М.Карамзиным диакон Тимофей Каменевич-Рвовский сообщал об издревле существовавших у устья Мологи больших торгах (ныне - под водами Рыбинского водохранилища), на которых торговали купцы из земель немецких, польских, литовских, римских и даже персидских. Ярмарка действовала по 4 месяца, располагалась на Моложском лугу шириной 7 вёрст, а на луг люди переходили через Мологу и Волгу по тесно стоявшим судам. Пошлину брали в казну великого князя серебром и собирали её по 180 пудов. Вот куда свозилось богатство, вот почему княжить в Ярославле было так заманчиво, вот почему сейчас всякий, приезжающий впервые в Ярославль, поражается несоответствию сложившегося после школьного знакомства с отечественной историей впечатления с величественной реальностью. Ничего подобного в Киеве или Новгороде не было и быть не могло.

Не зная географии и её законов, нельзя понять истории. Между тем любой населённый пункт появляется не там, где кто-то захотел, а там, где это удобно и выгодно. На равнине это обязательно у реки, но в иерархии поселений то, которое расположено на стрелке при впадении притока в реку, главнее и имеет больше перспектив. Далее надо анализировать весь речной бассейн и связь через него с остальным миром, после чего немедленно начнутся естественные прояснения.

Сравним площади бассейнов рек: Ловать - 21,9 тыс. км2, Волхов - 80,2 тыс. км2, Днепр - 504 тыс. км2, Дон - 422,0 тыс. км2, Волга - 1360 тыс. км2. Сравним их географическое положение. Преимущество однозначно у северной части Волжского бассейна: рыбная ловля, собирательство в лесу, земледелие в Ополье, конструкционный материал для жилья, топлива, плавсредств - древесина в изобилии, связи на все стороны, водные пути доступны, зимой надолго устанавливается надёжный санный путь, есть где укрыться. Смотрим дальше - Кама при слиянии с Волгой больше и полноводнее, но ниже по течению - Волга, а не Кама. Это Европа виновата - там изрезанность берегов и активное плавание по рекам. Оттого-то у Верхневолжья через Белое море и Северную Двину связь с Северной Европой, а через Оку, узкий Окско-Донской водораздел и Дон - связь с Южной Европой, с Царьградом. Оттого-то преимущество у Верхневолжья, а не у Верхнекамья, оттого-то, в частности, и Москва - порт пяти морей.

А что Днепр, что Киев? Киев расположен на границе зоны смешанных и широколиственных лесов и лесостепи и степи, ну а где же, как не по этой границе прокладывать дорогу Восток - Запад? В лесу не разойдёшься, в степи - топлива не найдёшь, да и лихие люди налететь могут, а так, по краешку можно: есть куда спрятаться, и похлёбку сварить на чём.

Но вот подошли к большой реке - надо переправляться. А как? Да позвать паромщика, заплатить ему, он перевезёт. Днепр - большая река. И как ни старался автор ПВЛ, а всё же проговорился: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».

Как это понимать? Только как продавливание в сознание грамотного человека идеи о древности Киева и его исторической связи с Римом в должно быть тяжёлой борьбе с «некоторыми», которые хорошо помнили про Киев, как городок при перевозе.

Вспомним, кстати, поход царя Батыя - сначала, в 1238 г., он покорил главное и трудное - Верхневолжье, а потом уже, в 1240 г., пошёл в Европу. По пути взял Киев - чтобы переправа через Днепр на пути Восток - Запад была своей. На значение Киева как пункта переправы через Днепр прямо указывал посланник папы Иннокентия IV Плано Карпини в «Истории монголов». На Русь он шёл в 1245 г. именно через Киев (нашёл там едва ли 200 домов) и возвращался также через Киев в 1247 г.

Новгорода Батый не брал, историки предположили (и это предположение стало общепринятым объяснением), что окружённый болотистой местностью Новгород оказался недоступен для монгольского войска. Вопрос - что же это за важный и влиятельный город, до которого добраться невозможно? Ответ - добраться-то можно, но... Например, товары с Моложской ярмарки доставлялись в Новгород по Волге, Тверце, потом волоком в р. Цну (Вышний Волочёк), оттуда - оз. Мстино, р. Мста... Как так? Ведь товары доставляют из центра на периферию (в центре, на торгах, закупают по оптовым ценам, а на местах продают по розничным), а не наоборот! Ну, значит, Новгород и есть периферия Верхневолжского центра, задача его пограничная, зачем Батыю воевать пограничье - он в Венгрию пойдёт.

Всё это легко видеть даже невооружённым глазом на географических и исторических картах школьных атласов - они доступны и понятны.

(Окончание следует)


Вложения:
Комментарий к файлу: Рерих Н.К. Волокут волоком. 1915
Рерих_Волокут-волоком-1.jpg [48.49 KiB]
Скачиваний: 1020
Комментарий к файлу: Рерих Н.К. Волокут волоком. 1915
Рерих_Волокут-волоком-2.jpg [65.04 KiB]
Скачиваний: 1031
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05-03-2011, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Православие.ру писал(а):
http://www.pravoslavie.ru/news/45127.htm

В петербургском музее-институте семьи Рерихов открылась выставка икон


Санкт-Петербург, 5 марта 2011

К началу Великого поста — времени самоуглубления и пробуждения духовных сил человека — приурочил выставку своих работ, открывшуюся 4 марта в петербургском Музее-институте семьи Рерихов, иконописец Александр Соколов. Мастер представил 30 работ — иконы, портреты христианских подвижников, пейзажи, виды святых мест, сообщает "Вода живая".

«Для меня большая честь — выставлять работы в этом музее. Название выставки „Пробуждение” связано с его темой, ведь Рерих посвятил жизнь пробуждению человечества от духовной спячки. Мне хотелось бы в меру сил помочь в этом людям. В этом смысле разницы между живописью и иконописью нет. И то и другое предлагает путь, практику. Но иконопись подобна молитве», — отметил автор выставки.

Работы Александра Соколова хранятся во многих храмах России, Японии, Америки, Польши и других стран. Многим известна написанная им в 1992 году для Серпуховского Высоцкого монастыря икона «Неупиваемая Чаша», которая почитается как чудотворная.

Вместе с мужем свои работы представляет художница Мария Вишняк — ученица Ильи Глазунова, одна из наиболее интересных представителей русской классической школы. Её живопись — это мир, увиденный в свете православного мировоззрения.

Мария и Александр знают друг друга с детства и счастливы, у них четверо детей. По их словам, видеть красоту в каждом мгновении научила их встреча с митрополитом Антонием Сурожским.

Продлится выставка 40 дней — весь Великий пост.


Вложения:
Соколов_Икона.jpg [12.6 KiB]
Скачиваний: 1031
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06-03-2011, 11:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Горловская городская газета "Кочегарка" писал(а):
http://kochegarka.com.ua/?p=27463

Мэр Горловки Евгений Клеп

Винницкие встречи


5 марта 2011

На прошлой неделе я побывал в Виннице на двухдневном семинаре, посвящённом развитию городов Восточной Европы. Встречи прошли с участием мэров городов из Украины, Латвии, Молдовы, Болгарии, Армении, Грузии, Польши, Хорватии и специалистов в области управления и урбанистики из Великобритании и Швейцарии.

Замечу, представленные города имеют немало схожего. Это населенные пункты средней величины, каждому из которых в постсоциалистических реалиях пришлось искать свои пути развития. У нас действительно схожие проблемы, в чем мы в очередной раз убедились в ходе общения. Нам необходимо реформировать системы управления, жизнеобеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и всё то, что в других странах уже прошли. При этом не нужно изобретать «велосипед», а использовать имеющийся положительный опыт. Пора заявить о Горловке не только как промышленном центре (городе химиков и шахтеров), но также интересном для туристов, и мы над этим будем работать. Самая главная наша ценность – это, конечно, наши жители, но город должен славиться и коллекцией картин Рериха, и миниатюрными книгами, и всем тем, что у нас есть.

В Виннице удалось достичь ряд предварительных договоренностей. К примеру, планируем начать сотрудничество Горловки с Юрмалой (Латвия) и Чеханов (Польша) по такому же принципу, как сейчас работаем со Львовской областью. Мы попробуем точно так же обмениваться детскими делегациями на летние и зимние каникулы. Будем отправлять детей в Юрмалу, я считаю, что это здорово – побывать в туристическом, курортном центре. В Польше тоже нашим школьникам будет интересно. Мы договорились, что уже в марте начнём переговоры, как воплощать планируемое сотрудничество в жизнь.

С Винницей тоже хотим обмениваться идеями, настроены на встречу специалистов нашего горисполкома с винницкими коллегами для того, чтобы перенимать опыт. Там тоже молодой мэр – Владимир Гройсман, когда в первый раз он был избран на должность головы в 2006 году, ему было столько же лет, как и мне, сейчас он уже переизбран на второй срок.

Самое главное, что на семинаре я еще раз услышал и подтвердил для себя, что Горловка – на верном пути. Те изменения, которые мы сегодня начали в реформировании систем управления, жилищно-коммунального хозяйства, – в правильном направлении.


Вложения:
Клеп.jpg [16.72 KiB]
Скачиваний: 1021
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06-03-2011, 12:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://primamedia.ru/news/fareast/06.03 ... marta.html

Анонсы культурных событий Приморья на воскресенье, 6 марта


ВЛАДИВОСТОК. В учебно-научном музее ДВФУ продолжается фотовыставка "Пакт Рериха и Знамя Мира". На выставке представлены репродукции картин Николая и Святослава Рерихов, других художников, фотографии произведений искусства, в которых отражена символика триединства и Знамени Мира.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-03-2011, 09:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Сайт "Сохраним Тибет!" писал(а):
http://savetibet.ru/2011/03/07/kailas-photoexhibit.html

Видео. Выставка Сергея Балалаева "Зов Кайласа"


7.03.2011

C 18 января по 6 марта 2011 в музее имени Николая Рериха прошла фотовыставка «Зов Кайласа». Её автором стал известный учёный и путешественник Сергей Балалаев, который организовал множество экспедиций в разные части света, но главное внимание в своих исследованиях уделил Тибету и изучению священной для буддистов и индуистов горы Кайлас. В музее Рериха Сергей Балалаев организовал регулярную программу из лекций, в которых рассказал о результатах экспедиций, а также лично проводил экскурсии, демонстрируя выставленный фотоработы.

Сергей Балалаев является уникальным современным исследователем нашей планеты, который сочетает научные методы с духовным постижением взаимосвязей природы и индивида. Фотографии Сергея Балалаева можно посмотреть на сайте www.mt-kailash.ru .


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-03-2011, 19:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://news.bcm.ru/doc/28793

08.03.2011

В Элисту прибыл буддийский монах Тензин Приядарши


Вчера в Элисту прибыл буддийский монах и общественный деятель Тензин Приядарши, директор-учредитель действующего под эгидой Далай-ламы "Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации" при Массачусетском технологическом институте.

В Москве, 4 марта, в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова Тензин Приядарши прочитал лекцию "Философия ненасилия Далай-ламы XIV: смирение или путь к гармонии?". На следующий день в Центре-музее имени Н.К.Рериха состоялась открытая лекция и обсуждение по теме "Буддизм в диалоге религий". В тот же день в Культурном центре "Новый Акрополь" Тензин Приядарши также провел беседу "Молитва и созерцание - искусство обретения внутреннего покоя". На следующий день в Центре-музее имени Н.К.Рериха состоялась открытая лекция и обсуждение по теме "Буддизм в диалоге религий". В этот же день в Культурном центре "Новый Акрополь" Тензин Приядарши также провёл беседу "Молитва и созерцание - искусство обретения внутреннего покоя".

Организаторами публичных лекция Тензина Приядарши были общественный фонд "Сохраним Тибет" и Межкультурный центр "Традиции Земли", Центр-музей имени Н.К.Рериха и культурный центр "Новый Акрополь".

В ходе лекций освещались такие темы, как "Межрелигиозный диалог - одна из главных задач Его Святейшества Далай-Ламы",
"Диалог буддизма с традиционными религиями Индии", а также "Буддизм и христианство на пути к сотрудничеству. Наследие Святого Франциска Ассизского".

С сегодняшнего дня, 7 по 10 марта из центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" ведётся интернет-трансляция учений буддийского учителя досточтимого Тензина Приядарши, прибывшего в Россию по приглашению шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В этот вечер в 17.30 учитель в конференц-зале центрального хурула приступил к циклу лекций по шестой главе ("Терпение") величайшего текста буддизма Махаяны "Бодхичарья-аватара".

Шестая глава ("Терпение") величайшего текста буддизма Махаяны "Бодхичарья-аватара", а он - важнейший классический текст, раскрывающий один из высочайших духовных идеалов человечества – идеал Бодхисаттвы, существа, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного Просветления, состоянию Будды. На протяжении многих столетий этот текст служил непревзойдённым источником вдохновения для многих поколений великих наставников, их преемников и простых людей. В буддизме Махаяны он играет такую же роль, как "Дхаммапада" в Хинаяне или "Бхагавадгита" в индуизме.

Находясь с визитом в Калмыкии, Тензин Приядарши также прочитает лекции для преподавателей средних школ о межрелигиозном диалоге и сотрудничестве между представителями современной науки и философской мысли буддизма, встретится со студентами Калмыцкого государственного университета.

Программа пребывания буддийского монаха Тензина Приядарши в Калмыкии

7, 8, 9, 10 марта в 17.30 - 19.30

Комментарий к главе "Терпение" текста Шантидевы "Бодхичарья-аватара".
Конференц-зал Центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни".

9 марта

10.00 - 11.00

Лекция "Межрелигиозный диалог" для преподавателей курса "Основы буддизма".
Конференц-зал Центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни".

17.30-19.00

Комментарий к главе "Терпение" текста Шантидевы "Бодхичарья-аватара".
Конференц-зал Центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни".

10 марта

10.00 - 11.30

Лекция "Буддизм и наука" для преподавателей курса "Основы буддизма".
Конференц-зал Центрального хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни".

14.00-15.00

Встреча со студентами КГУ.
Калмыцкий государственный университет.

17.30-19.00

Комментарий на главу текста Шантидевы "Терпение" "Бодхичарьяаватара".


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-03-2011, 19:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
НИРА "Аксакал" писал(а):
http://aksakal.info/world-news/15882-8- ... torii.html

8 марта – День в истории
Международный женский день


1900 - Организовано объединение «Мир искусства», куда вошли А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере и др.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09-03-2011, 19:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://www.tltnews.ru/tlt_news/6/15125/

08.03.2011

В Тольятти пройдут чтения "Космическая эра XXI века"


В этом году в России и во всём мире отмечается 50-летие первого полёта человека в космос. В связи с этим в Тольятти с 11 по 13 марта состоятся рериховские чтения "Космическая эра XXI века".

В рамках чтений будут организованы выставки "Знамя Мира в Космосе", "Пошлём улыбку звёздам" и "От Земли до самых звёзд". Также планируется встреча космонавтов и учёных со студентами и преподавателями высших учебных заведений Тольятти.

Чтения пройдут на базе библиотеки Автограда при участии общественной организации "Дом Рерихов", департамента культуры, "Дома учёных" Тольяттинского госуниверситета и учебных заведений города.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09-03-2011, 20:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
"Известия", 9.03.2011 писал(а):
http://www.izvestia.ru/comment/article3152516/

Дмитрий Быков

Учитель, с которым можно спорить


8 марта исполнилось 80 лет прославленному педагогу-новатору Шалве Александровичу Амонашвили, и тут, господа, передо мной встаёт задача почти неразрешимая.

С одной стороны - Амонашвили безусловный классик мировой педагогики, уже стоящий в одном ряду с Сухомлинским и Соловейчиком, а может, и Ушинским. Его собственные педагогические результаты - как почти у всех основоположников собственных образовательных систем - неизменно блестящи, хотя в чужих руках эта система демонстрирует собственную неуниверсальность, поскольку каждая педагогическая методика есть прежде всего описание неповторимого авторского опыта; гениальный учитель, как и гениальный исполнитель, может надавать тьму практических советов, но научить гениальности нельзя. Систем Станиславского или Чехова, увы, это касается в той же степени.

А с другой стороны - никто, пожалуй, из крупных современных педагогов в диапазоне от Ильина до Шаталова не вызывает у меня столько вопросов, претензий, а то и личных, страшно сказать, несогласий. И на естественное "А ты кто такой?!" - почти неизбежное в устах безоглядных адептов Шалвы Александровича - я смею лишь представиться: потомственный учитель, преподающий и ныне. А кроме того, разве только учителям дозволено иметь личное мнение о гуманно-личностной системе образования?

Амонашвили может и должен раздражать, с ним можно и нужно спорить. Кого-то не устраивает его чрезмерное внимание к учению Рерихов - этим особенно недовольны православные, но дело ведь не в конфессиональной ревности, а в том, что на понятии "духовность" кто только не паразитировал, особенно во второй половине восьмидесятых. Кого-то (например, меня) буквально бесит то, что Амонашвили, доктор психологических наук, членкор, автор сотен публикаций, всерьёз воспринимает "детей индиго" и утверждает в интервью, что сегодня явилось новое поколение акселератов, только уже в духовной сфере.

Сколько практикующие педагоги натерпелись от этих индиго! Является к тебе родитель и требует поставить его юному гению "пять", а то и вовсе не ставить оценок - мальчик особенный, он индиго, и если он среди урока принимается ходить по классу, шепча непонятное, или доказывать учителю, что тот ничего не понимает, а физические законы отменяются, - надо смиренно преклониться; это нам у них учиться, а не им у нас.

Вообще у всех гениев бывали завиральные педагогические идеи - еще Лев Толстой на полном серьезе сочинил статью "Кому у кого учиться писать - крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят", и в ней много здравого, но запальчивости больше.

Скажу вовсе уж крамольное: уважать-то ребенка, конечно, надо, и любить, и беречь, и все такое, но я как-то больше за Честертона, утверждавшего: "Запретив себе приказывать детям, мы отнимаем у них право на детство". И видеть в ребенке, по совету Амонашвили, великую миссию, с которой он призван, и любить его таким, каков он есть, я совершенно не готов, потому что в очень многих детях с ранних лет различимы такие пороки и наклонности, что некритично обожать и уважительно развивать все это кажется мне прямой капитуляцией перед злом; и бесконечные разговоры о том, что ребенка надо прежде всего любить, а все остальное потом, кажутся мне попросту вредными для педагогического процесса.

Наше дело - научить ребенка чтению, письму и счету, знанию источников, поиску фактов, выбору профессии, самоотверженной работе, потому что все это гораздо трудней верифицируется; а вот духовность, индиговость и даже, простите, гуманность имитируются крайне легко. Ребенок может притвориться духовным и научиться с умным видом изрекать пафосные банальности, и в классах новаторов мы этого навидались; а вот имитировать знание источников он не может и систему уравнений с помощью гуманности не решит.

Мне, грешным делом, всю жизнь кажется, что гуманен тот, кто умеет задумываться и сомневаться, а это свойственно прежде всего тем, у кого хорошо развита соображалка; вот с нею и надо работать, поменьше разговаривая о любви. И когда другой замечательный педагог и теоретик, главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков говорит, что слишком-то любить ребенка учителю, пожалуй, и не надо, ибо это ведет к опасным профессиональным деформациям, я почему-то охотнее верю ему, ибо сектантских классов, где учитель становится для школьника полубогом, тоже видел достаточно.

Мне скажут, что излагать все эти претензии в юбилейной статье как минимум бестактно. А я отвечу, что какое же это счастье, коллеги, если у нас есть учитель, с которым можно спорить! Если у нас есть живая и динамичная, субъективная и полемическая педагогическая система, которая в 60-70-е была глотком кислорода, адекватнейшим и остроумнейшим ответом на казарменность советской школы, на беспрерывное унижение и унификацию...

Амонашвили вместе с единомышленниками, опираясь на идеи Выготского и выдающихся тбилисских психологов (где сейчас эта великая школа?!), запретил видеть в школьниках безликих, изначально виноватых "учащихся" и научил воспринимать их как людей, имеющих право на собственное мнение.

Одновременно с Соловейчиком, не менее спорным, азартным, заблуждающимся и всё-таки великим, он настаивал на педагогике сотрудничества, отрицая педагогику насилия; перегибая палку, увлекаясь и споря, он требовал для детей права на личное мнение, на индивидуальную программу, побеждал пресловутую уравниловку, стандартизацию и муштру; защищал изгоев, которых класс травил и гнобил - часто во главе с учителем... И не увидеть в педагогике Амонашвили этого страстного желания прежде всего защитить личность (которую, заметим, все в России и особенно в СССР традиционно стремились затоптать) может только безнадежно зашоренный тупица либо Угрюм-Бурчеев от педагогики.

Учение Амонашвили - который настаивал на обучении ребенка с шести лет и первым научился мягко и осторожно адаптировать ребенка к современной школе - самой сутью своей противостоит стандарту, и в этом его особенная актуальность сегодня, когда советское образование разрушено и поругано, а новое не создано.

Да здравствует умный, мыслящий, спорный, заблуждающийся, великий учитель. Да здравствует учитель, воспитывающий такого же умного и нестандартного ученика. Да здравствует добрый и весёлый Амонашвили, дай Бог ему долгих лет, мравалжамиер.


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Кэт поблагодарил: Огонь у Порога (10-03-2011, 02:00)
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09-03-2011, 23:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Цитата:
http://tltgorod.ru/news/theme-5/news-11269/

09.03.2011

В Тольятти станет ближе к космосу


11 марта в 13.00 Тольяттинском краеведческом музее состоится пресс-конференция. Её участниками которой станут знаменитые люди, приглашённые на рериховские чтения «Космическая эра XXI века». Это герой Советского Союза, лётчик- космонавт Александр Баландин. Профессор, доктор физико-математических наук, академик РАЕН Геннадий Шипов. Академик Российской Академии Космонавтики Лев Гиндилис и многие другие люди, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с космосом.

После пресс-конференции пройдёт встреча вышеперечисленных гостей с тольяттинскими школьниками, а также состоится выставка «От Земли до самых звёзд» (фотографии с телескопа-путника «Хаббл». Выставка предоставлена Тольяттинским Обществом Рерихов) и «Траектория жизни», посвящённая В.Литвинову, первому директору самарского завода «Прогресс» (выставка предоставлена музеем «Самара космическая»).


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10-03-2011, 20:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Информационный центр "Балаково" писал(а):
http://www.balakovo.ru/news.view.php?num_news=12854

10.03.2011

Афиша культурных мероприятий на текущую неделю


Культурно-выставочный центр "Радуга"


Действующие выставки:
- (new!) "Ван-Гог",
- (new!) "Индийская миниатюра",
- "Путешествия по Норвегии" (фотопанорама),
- "Русский пейзаж",
- "Святослав Рерих",
- "Николай Рерих" (пейзажи).

Постоянно действует:
Выставка-продажа репродукций мастеров мировой живописи; художественных витражей; фьюжинговых изделий; сувениров и миниатюр.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10-03-2011, 20:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Информационное агентство "Новости Кузбасса" писал(а):
http://www.kuzbassnews.ru/2011/03/10/v- ... rylas.html

В клубе горняков Гурьевска открылась художественная выставка-конкурс детско-юношеского рисунка «Все краски мира»


Выставка-конкурс является одним из мероприятий муниципального проекта «Космос–земля–человек»


Проект реализуется в течение 2011 года, объявленного в России Годом космонавтики.

Организаторы конкурса - специалисты районного Управления культуры, определили темой детского творчества призыв художника и идею красоты и общественного деятеля Святослава Рериха: «Будем всегда стремиться к прекрасному!». Целью проведения конкурса является формирование творческой разносторонне развитой личности 21 века с экологически ориентированным мышлением.

Молодые художники района попробовали свои силы в номинациях: живопись, станковая графика, декоративно-прикладное искусство, пейзаж, натюрморт. Общее количество выставленных работ – более 130 экспозиций. Районная выставка юных художников будет проводиться в течение двух недель, по истечению которых будут определены победители.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10-03-2011, 21:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Музеи России писал(а):
http://www.museum.ru/N42301

Выставка художников Александра Соколова и Марии Вишняк, приуроченная к началу Великого Поста


Представлено 30 работ - иконы, портреты религиозных подвижников, пейзажи, виды святых мест. Экспозиция называется «Пробуждение», она приурочена к началу Великого Поста, времени самоуглубления и пробуждения духовных сил человека, и будет работать до 17 апреля, Вербного Воскресенья.

Святые отцы называли пост весной для души, ведь наряду с весенним пробуждением происходит и пробуждение самых светлых сторон души человека. Вот о такой духовной весне и рассказывает экспозиция. Александр Соколов начал писать иконы ещё тогда, когда иконописание в нашей стране было под идеологическим запретом. С тех пор он украсил не один храм, написал множество икон, работал не только в России, но и в Японии, США, Италии. Многим известна написанная им в 1992 году для Серпуховского Высоцкого монастыря икона «Неупиваемая Чаша», которая почитается как чудотворная. Произведения Александра каноничны и традиционны, в то же время они глубоки и неповторимы. Написать такую икону не просто, нужна огромная внутренняя работа, признается художник: «Художник, который занимается церковным искусством, попросту иконописец, должен следовать и канонам иконописания и подчинятся церковной дисциплине, хотя бы в минимальной степени. Это составная часть работы иконописца, потому, что его работа не производство предметов культа и его работу нельзя оценивать по количеству «продукции», это работа над собой, своей душой, это, в идеале, определенная аскетическая практика. Впрочем, каждая человеческая жизнь состоит из того, чтобы работать над собой, это касается не только художника, но и любого человека. Надо жить сознательно, проживать каждый момент жизни с радостью, принимать обстоятельства каждого дня, часа, потому, что они должны тебя чему-то научить».

Вместе с мужем свои работы представляет известная художница Мария Вишняк, одна из наиболее интересных представителей русской классической школы. В Московском Художественном институте имени Сурикова он прошла серьезную школу обучения реалистической живописи у Ильи Глазунова. В своих картинах художница показывает, сколь глубока, неожиданна и неповторимо прекрасна может быть жизнь в каждом мгновении: «Мы очень счастливые люди, в 17 лет мы познакомились с нашим духовником, с которым мы очень близко общались 24 года. Он нас познакомил с людьми, у которых можно было многому научиться, например, более углубленному пониманию жизни, а развить в себе видение красоты может, при желании, каждый человек. Мои пейзажи написаны с натуры, в них – приглашение к радости. И как сказал один мой знакомый - у меня с собой всегда компьютер очень старой модели, - это этюдник и холсты, и это не заменит фотографию, потому, что сердце видит иначе».

Этой выставкой музей открывает после ремонта и реставрации свои новые выставочные залы. И эта экспозиция очень органично смотрится в стенах музея семьи Рерихов, в его новых залах. Это отметил и Александр Соколов: «Для меня большая честь — выставлять работы в этом музее. Название выставки „Пробуждение“ связано с его темой, ведь Рерих посвятил жизнь пробуждению человечества от духовной спячки. Мне хотелось бы в меру сил помочь в этом людям. В этом смысле разницы между живописью и иконописью нет. И то и другое предлагает путь, практику» - отметил художник.


Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов:
Адрес: город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д.1
Проезд: От станций метро "Василеостровская", "Приморская"
Телефоны: (812) 327-3506
URL: http://www.roerich.spb.ru/
EMail: office@roerich.spb.ru


Вложения:
выст_МИСР-1.jpg [30.66 KiB]
Скачиваний: 932
выст_МИСР-2.jpg [35.56 KiB]
Скачиваний: 930
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10-03-2011, 22:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
«Ставропольская правда» от 10 марта 2011 писал(а):
http://www.stapravda.ru/20110310/prezen ... 51818.html

Презентация сельской модельной библиотеки прошла в селе Благодатном


«Там, где процветают библиотеки, там мир и благодать, уважение к человечеству и успешное решение труднейших социальных проблем». Справедливость этих слов Николая Рериха ещё раз на деле подтвердилась на примере села Благодатного Петровского района – здесь состоялась торжественная презентация сельской модельной библиотеки. Она всегда была одной из лучших в районе, а в последнее время усилиями властей стала еще краше: сделан ремонт, открылся читальный зал, приобретена удобная мебель.

Когда Петровский район решил участвовать в проекте «Модельные сельские библиотеки» в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2010 г.)», кандидатуру определили быстро. Главным условием участия в проекте было долевое финансирование. И хотя селу сегодня живется непросто, в Благодатном эти средства нашли. За такой смелый финансовый шаг село получило федеральную помощь – тысячу книг, 200 мультимедийных дисков, два компьютера с многофункциональным периферийным устройством и мультимедийный проектор. Кроме того, заведующая библиотекой О. Качура прошла обучение и стажировку в Москве.

…И вот настал торжественный момент официального открытия модельной библиотеки.

- Когда в 2002 году мы открывали первую в районе модельную библиотеку в селе Донская Балка, – говорит глава Благодатного В.Сыроватко, – мы решили, что и в нашем селе библиотека должна стать модельной. И вот мечта сбылась!

После многочисленных поздравлений состоялось театрализованное представление, звучали стихи местных поэтов, участников созданного в прошлом году в библиотеке поэтического клуба «Благодать». На праздничный огонек заглянула сказочная Баба-Яга, которую тут же научили самостоятельно работать в Интернете.


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Кэт поблагодарил: Восток (10-03-2011, 22:33)
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10-03-2011, 22:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Вторая жена Билибина Александра Щекатихина-Потоцкая была не столько дружна с Рерихом, сколько была его ученицей по Школе Императорского общества поощрения художеств, в которой Рерих был директором. А упоминаемый в статье сын Щекатихиной-Потоцкой Мстислав к концу жизни стал настолько "слаб головой", что утверждал, что он сын... Рериха. По-видимому, мать так и не сказала ему, кто же его настоящий отец, пришлось самому додумывать.......

Сайт издательского дома КП-Калуга писал(а):
http://www.kp40.ru/index.php?cid=600&nid=71317

Татьяна Светлова

Иван Билибин влюблялся только в художниц


09.03.2011

Сейчас многие калужане увлеклись живописью и собирают коллекцию «Великие художники», газеты «Комсомольская правда». Коллекция, действительно, интересная. Только что вышел том, посвящённый Алексею Саврасову. Помните его «весеннюю» картину «Грачи прилетели»? Кстати, правнук художника — Олег Павлов — дружит с Малоярославецким музеем и подарил ему много раритетных вещей.

На этой неделе коллекцию пополнит том о Карле Брюллове, его самые известные картины: «Всадница» и «Последний день Помпеи». Однажды Брюллов нарисовал и портрет нашей землячки — Натали Гончаровой. Об этом художника просил Пушкин.

Среди калужан тоже имеются известные живописцы. Сегодня мы расскажем вам об одном из них — Иване Билибине.

Любовь или богатство?


Билибины были богатейшими жителями нашего города. Имели полотняно-парусную фабрику на Киевке, бумажную фабрику, чугуноплавильный завод, строили шикарные каменные особняки. Женились они всегда с выгодой. В первую очередь имели значение не чувства, а то, чем занимался отец невесты и сколько у него капитала. Поэтому жен выбирали только среди богатых — Подкованцевых, Торубаевых, Макаровых, Прянишниковых. Но художник Иван Билибин, который принадлежал к калужской династии, женился только по любви.

Билибин был хорош собой и имел ошеломительный успех у девушек. Да и сам Иван Яковлевич был чрезвычайно влюбчив. Предметами его страсти всегда становились художницы. В 26 лет он женился на англичанке Марии Чемберс. У них родился сын Александр. Но через 10 лет брак распался. Билибин увлекся красавицей Рене О'Коннель.

Роковая страсть


Настоящей трагедией в жизни Билибина стала любовь к юной ученице Людмиле Чириковой. Она не отвечала взаимностью. И Билибин потерял голову. Он то и дело писал письма своей возлюбленной, даже когда она была рядом. Вот одно из них:

«Если бы Вы ответили на мою любовь, то был бы период великого счастья... Я пока ещё совсем не старик. Я могу ещё так же пыл­ко любить, как и юноша. Но маятник часов мерно отстукивает время. Мне 46 лет. Я хороший художник... Вас я носил бы на руках, старался бы, насколько могу, не ревновать, обрился бы, если хотите, совершенно отказался бы от вина. О моей любви к Вам и говорить нечего. Появление третьего человека, допустим, хорошего, молодого и красивого, — вот трагедия. У меня есть моё искусство, но простите меня, что я поставлю точки над «i», — картина есть картина, и поцелуя заменить она не может».
Людмила Чирикова всё же отказала художнику. А через некоторое время к Билибину приехала его бывшая ученица Александра Щекатихина-Потоцкая. Они поженились.

Шокировала публику


Долгое время Билибин и Щекатихина-Потоцкая жили в Египте. Александра увлекалась мистикой, дружила с Рерихом. Она любила шокировать окружающих. В Египте жена Билибина покупала местные украшения и наряды. На вернисажи являлась в чалме с пером или камнем, в платье с открытой спиной и вся увешанная крупными восточными драгоценностями.

В конце жизни Билибин женился опять же на художнице — Елене Поповой.

Ну и ну!
Птицы вили гнездо на голове художника


Билибин очень любил канареек. В его квартире обитало около тридцати птиц. Все канарейки имели свои имена, одну из них звали Лебедёныш. Сын жены Билибина — Александры Щекатихиной — Мстислав вспоминал: «Мягкость Билибина была беспредельной. У него была нежнейшая душа. Однажды, придя домой из колледжа, я застал его замершим посреди мастерской. Он меня предупредил: «Тихо, Славчик! Лебедёныш гнездо строит, ей мой волос нужен». Тут только я заметил птичку на голове Ивана Яковлевича».

Нашёл в кафе свои рисунки

Однажды в Бейруте Билибин с женой зашли в кафе. И вдруг Александра говорит: «Иван Яковлевич, а ведь здесь — роспись по вашим эскизам». Билибин осмотрелся и попросил вызвать хозяина. Тот вышел и по-французски спросил, в чем дело. Билибин объяснил, что он — автор этой росписи. Хозяин разгорячился: «Я — русский дворянин и никогда не вру. Вы не можете быть автором росписи, так как автор — русский художник Билибин». Иван Яковлевич поклонился: «Билибин — перед вами». Тот смутился, стал извиняться: «Знаете, мы так тоскуем по России, а тут старый живописец-инвалид живет, я и попросил его расписать».


Вложения:
Билибин.jpg [8.05 KiB]
Скачиваний: 929
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 1248 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 84  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

AGNI-YOGA TOPSITES
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB