Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания
Текущее время: 19-10-2018, 16:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27-02-2009, 01:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
:idea:


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27-02-2009, 01:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
:idea:


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27-02-2009, 01:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
[center]Текст свидетельских показаний
директора Музея Рериха в Нью-Йорке Дэниела Энтина
по делу о предполагаемом нарушении авторских прав Международного
Центра Рерихов в Москве в связи с публикацией Издательством «Сфера» книг «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение».
[/center]

Москва. 27 сентября 2002 г.

Я являюсь директором Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Музей был образован в Нью-Йорке в 1949 году под патронажем Е.И.Рерих, ставшей учредителем, почетным президентом и непосредственным руководителем всей деятельности Музея. Святослав Рерих был вице-президентом музея и после смерти Е.И.Рерих в 1955 году продолжил общее руководство Музеем из Бангалора (Индия), где он жил до своей смерти в 1993 году.

Вопрос: Какое отношение Вы имеете к Издательству «Сфера»?

Ответ: В нашем Музее содержится очень много оригиналов архивных материалов, в основном писем, корреспонденции и других материалов, связанных с Рерихами. В наших интересах сохранять эти материалы, поэтому мы были только рады если кто-нибудь их публиковал, поскольку, если бы что-либо случилось с архивными подлинниками, сами материалы все равно были бы доступны.
Издательство «Сфера» изъявило желание опубликовать значительную часть этих материалов. Я не помню точно год, когда это началось, но в течение нескольких лет мы снабжали их рериховскими материалами, которые они публиковали без каких бы то ни было возражений от кого-либо в России. Поэтому меня очень удивил сильный протест против публикации книг «Высокий Путь» и «Откровение». Вновь опубликованные книги призваны разъяснить и дополнить ранее опубликованные книги серии «Агни-Йога». Материалы из Музея передавались в виде ксерокопий, иногда путем сканирования (в электронном виде).
Очень многие люди в мире, в том числе и в России, имеют копии материалов Рерихов, полученные из Амхерст-Колледжа. Амхерст-Колледж предоставляет такие копии всем, кто обращается. Дмитрий Попов увидел оригиналы записных книжек в Амхерст-Колледже, а затем их копии в нашем Музее. Он написал письмо в Амхерст-Колледж и попросил у г-на Джона Ланкастера, куратора особых коллекций библиотеки Амхерст-Колледжа, разрешения на использование материала записных книжек Е.И.Рерих в работе по подготовке публикации книг. Такое разрешение было получено и Попов сделал копии с копий дневников Е.И.Рерих, находившихся у нас в Музее. Кроме того, Попов скопировал подлинные материалы Е.И.Рерих находившиеся у нас в Музее и не имеющиеся в библиотеке Амхерст-Колледжа. Я давал материалы из нашего Музея Попову для использования их при подготовке публикаций новых книг.
Хочу отметить, что Международный Центр Рерихов в Москве никогда не возражал против того, что я предоставляю Попову материалы Музея для публикаций, и лишь после того, как Попов использовал материалы из Амхерст-Колледжа, Международный Центр Рерихов в Москве выступил против этого. Хочу уточнить, что в Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке имеются подлинники дневников (записных книжек) Е.И.Рерих, причем наиболее полная коллекция. Например, в Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке содержится полный манускрипт книги из серии «Агни-Йога» под названием «Надземное» состоящий из 955 параграфов, в то время как в любом другом хранилище в мире, насколько мне известно, содержались неполные манускрипты, состоящие из 599 параграфов.
Моя предшественница на моем посту в Музее Зинаида Григорьевна Фосдик ездила в Бангалор в 1960-х годах и сравнивала манускрипты, находившиеся у С.Н.Рериха, с теми, что находятся в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха, и обнаружила, что «Надземное», хранившееся у С.Н.Рериха, содержало менее 955 параграфов. Именно этот последний манускрипт и попал затем в МЦР. Руководитель Международного Центра Рерихов в Москве г-жа Шапошникова до 1996 года три недели провела в нашем Музее и скопировала для МЦР около 4 тыс. страниц подлинных документов из нашего архива, которые увезла в Москву и в дальнейшем могла их использовать в любом количестве и для любых целей. Никто ее ни в чем не ограничивал. Я знаю, что она публиковала в своих книгах репродукции картин, которые хранятся у нас в Музее, не спрашивая никакого разрешения у Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке.
Я познакомился с Людмилой Шапошниковой в 1984 году и мы были с ней друзьями до 1996 года, когда она выступила против меня на октябрьской конференции 1996 года после моей речи о наследии Рерихов и национализме. Я не знаю конкретно, что она говорила обо мне, но мне передали, что она меня объявила невежественным и антирусским. Я предполагаю, что ей показалось, что я претендую на какие-то позиции в России и увидела во мне соперника.

Вопрос: Каковы Ваши отношения с Пилишеком С.В. и Поповым Д.Н.?

Ответ: У меня с ними деловые отношения. С Поповым у меня дружеские отношения, поскольку он неоднократно приезжал в Нью-Йоркский Музей.

Вопрос: Какие материалы Вы предоставили г-ну Попову Д.Н.?

Ответ: Я не считал точно сколько материалов было предоставлено Попову, но он получил, как и многие другие люди, все интересующие его архивные документы. Наш архив открыт для всех. Я предоставил Попову материалы из Амхерст-Колледжа и из нашего Музея согласно списков, указанных в моих письмах, а также иные материалы из Музея. В дальнейшем Попов несколько лет работал над предоставленными материалами, выбрал из них нужные фрагменты, которые вошли в три тома книг «Откровение» и «Высокий Путь». Материалы были предоставлены Попову для подготовки публикаций книг серии «Агни-Йога» согласно устного разрешения, но впоследствии наш Музей писал письма в Издательство «Сфера», разрешающие публиковать наши материалы.

Вопрос: Обращались ли Вы в библиотеку Амхерст-Колледжа за разрешением предоставить хранящиеся у Вас в Музее материалы Е.И.Рерих представителю Издательства «Сфера» Попову Д.Н.?

Ответ: В библиотеку Амхерст-Колледжа обращался Попов, возможно я лишь помогал ему, поскольку он не достаточно хорошо владеет английским языком, но письмо в Амхерст-Колледж подписывал Попов в ноябре 1996 года. Ответ из Амхерста пришел Попову в наш Музей. В ответе Джона Ланкастера Попову разрешалось использовать ранее не публиковавшиеся материалы из Амхерст-Колледжа, взятые из записных книжек Е.И.Рерих, при подготовке нового расширенного издания серии Агни-Йога для дополнения и пояснения.
Хочу пояснить, что одной из причин моего интереса в этом деле является то, что оно имеет международное значение. Это не просто местный вопрос, поскольку мне кажется, что если МЦР выиграет данный процесс, то будет инспирировать такие процессы против всех, кто публикует рериховские материалы по всему миру. Очень многие претензии МЦР обосновываются тем, что они считают себя наследниками Рерихов.
Я знаком с бумагами за подписью С.Н.Рериха, согласно которым он передает право распоряжаться наследием Рерихов Международному Центру Рерихов, за исключением той части наследства, которая ранее членами его семьи была передана иным лицам и организациям. То есть МЦР не вправе претендовать на ту часть наследства, которая находится, например, в нашем Музее или где бы то ни было еще. Все, что послано Рерихами на Запад и хранится в других архивах, исключается из той части наследия Рерихов, на которую может претендовать МЦР согласно доверенности специального права поверенного от 27.04.92 за подписью С.Н.Рериха, написанной в Бангалоре (Индия). Это исключение распространяется, в том числе, на записные книжки Е.И.Рерих, находящиеся в Америке.
Хочу дополнить, что насколько я знаю, МЦР проиграл судебный процесс на предмет владения картинами, хранящимися в Музее Востока. При вынесении решения суд, в числе прочего указал, что основанием для такого решения был тот факт, что МЦР не является правопреемником Советского Фонда Рерихов.
Хочу сказать, что вся буря вокруг записных книжек Е.И.Рерих будет совершенно незначимой в 2005 году, когда все, что было написано Е.И.Рерих, станет общественным достоянием, поскольку пройдет 50 лет после смерти автора, так же как все, что написано Николаем Рерихом, уже является общественным достоянием. Так что в 2005 году люди начнут публиковать вообще все из наследия Е.И.Рерих. Кроме того, я не понимаю вопроса о материальном ущербе МЦР, поскольку, сам МЦР не собирался публиковать эти книги, утверждая, что эти книги не должны быть опубликованы, т.е. не собирался получить какой-либо доход с этих книг.
Прошу приобщить к протоколу моего допроса от 27.09.02 мое заявление от 27.09.02 по делу Издательства «Сфера», приложение к вышеуказанному заявлению, письмо Дмитрия Попова в Амхерст-Колледж от 22.11.96 и ответ юриста Амхерст-Колледжа г-ну Дмитрию Попову от 20.02.02 с подтверждением дачи разрешения на использование материалов Амхерст-Колледжа на 15 листах.

Дэниел Энтин

(Следователь: Сухарев Ю.Е.)


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27-02-2009, 01:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
Черемушкинский
межмуниципальный (районный) суд г. Москвы
117218 Кржижановского ул., 20/30, к. 3

Истец:
Международная общественная организация
«Международный Центр Рерихов»
121019, Москва, ул. Малый Знаменский пер., 3/5

Ответчики:

1. ООО «Издательство «Сфера»
123022, г. Москва, ул. Трехгорный вал, д. 2, кв. 47, 49

2. Попов Дмитрий Николаевич
117463, г. Москва, проезд Карамзина, д. 5 кв. 11


[center]ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании компенсации за нарушение авторских прав
[/center]

В период с конца 2001 по 2002 год 000 «Издательство «Сфера» были изготовлены книги «Агни йога «Высокий путь» в 2-х томах и «Откровение» в 1 -м томе, содержащие частично переработанные записи из дневников Елены Ивановны Рерих.
Данные книги были изготовлены тиражом по 3 тысячи экземпляров каждого тома, всего 9 тысяч экземпляров. Печать производилась по заказу ООО «Издательство «Сфера» в типографии Государственного издательско-полиграфического предприятия «Вятка», расположенного по адресу; 610033. г. Киров. ул. Московская, 122.
После этого весь тираж ООО «Издательство «Сфера» был распродан. Цена реализации — 200 рублей за один том «Откровение» и 400 рублей за два тома «Агни йога «Высокий путь».

19 марта 1990 года Светослав Николаевич Рерих, являющийся сыном и законным наследником Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по документу, именуемому «Архив и наследие Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве» (Приложение № 1), завещал истцу все права на наследие семьи Рерихов (п. 5 документа).
30 января 1993 г. С.Н.Рерих умер. Факт принятия истцом наследства установлен вступившим в законную силу решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 06 августа 2002 г. (Приложение №2). Принятое наследство согласно ч. 5 ст. 546 ГК РСФСР (действовавшему в то время) признается принадлежащим истцу со времени открытия наследства (т.е. с 30 января 1993 г.).
В состав перешедшего истцу наследства входят и те дневники Елены Ивановны Рерих, которые незаконно опубликовал ответчик.
Таким образом, издательством «Сфера» были незаконно опубликованы материалы, авторские права на которые принадлежат Международному Центру Рерихов.
Кроме того, публикация указанных дневников была запрещена самой Еленой Ивановной Рерих.
Своими действиями 000 «Издательство «Сфера» нарушило следующие исключительные права истца (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»), а именно:
право на воспроизведение;
право на распространение;
право на опубликование.

Согласно интервью, данному Новосельскому Кириллу Игоревичу, записанному на видеокассету, а также исходя из информации, содержащейся в книгах «Агни йога «Высокий путь» и «Откровение», переработку исходного текста дневников Е.И.Рерих осуществил Попов Дмитрий Николаевич. Видеокассета и экземпляры книг будут представлены в судебное заседание.
Таким образом, Д.Н.Попов, исказив исходный текст, написанный еленой Ивановной Рерих, нарушил исключительное право истца, а именно: право на переработку (п. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Согласно п. 1 ст. 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.
Истец, руководствуясь волей Елены Ивановны и Светослава Николаевича Рерихов, являясь законным владельцем исключительных прав, сам воздерживался от опубликования хранящихся у него рукописей Елены Ивановны Рерих. Учитывая это обстоятельство, а также принимая во внимание объем тиража, незаконно изданных ответчиком книг, считаем, что истец вправе требовагь компенсацию в размере 50 000 минимальных размеров оплаты труда от каждого из ответчиков.

Исходя из вышесказанного, руководствуясь статьями 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, 49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, а также статьями 3, Гражданского процессуального кодекса РСФСР,

ПРОШУ

1. Взыскать с ООО «Издательство «Сфера» в пользу Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» 5 000 000 рублей в качестве компенсации за незаконное воспроизведение, опубликование и распространение дневников Елены Ивановны Рерих, исключительные авторские права на которые принадлежат Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов».

2. Взыскать с Попова Дмитрия Николаевича в пользу Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» 5 000 000 рублей в качестве компенсации за незаконную переработку дневников Елены Ивановны Рерих, исключительные авторские права на которые принадлежат Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов».

Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» данный иск освобождается от государственной пошлины.

Приложение:
1. Копия завещания Н.К.Рериха «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве» от 19 марта 1990 г.
2. Копия решения Хамовнического районного суда г. Москвы от 06.08.02 г.
3. Ходатайство об истребовании доказательств с приложениями.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов».
5. Копия устава Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов».
6. Копия протокола о назначении уполномоченного лица.
7. Копии настоящего искового заявления (2 шт.).

Первый вице-президент Международной
общественной организации «Международный Центр Рерихов»
Шапошникова Л.В.
30.01.03 г.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27-02-2009, 02:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:

[center]ЗАЯВЛЕНИЕ

В ответ на «Исковое заявлении о взыскании компенсации за нарушение авторских прав» от Международного Центра Рерихов от 30.01.03 с обвинениями в адрес Издательства «Сфера» и лично мой адрес имею заявить:

[/center]

В «Исковом заявлении» утверждается: «В период с конца 2001 по 2002 год ООО «Издательство «Сфера» были изготовлены книги «Агни йога «Высокий путь» в 2-х томах и «Откровение» в 1-м томе, содержащие частично переработанные записи из дневников Елены Ивановны Рерих». [Шрифтовое выделение сделано Истцом]. Выделенная шрифтом часть этого утверждения является заведомой ложью.

Во-первых, материал, включённый в упомянутые книги не подвергался никакой переработке (а лишь минимально положенной при подготовке к изданию редактуре и корректуре).

Во-вторых, собрание записей, послужившее исходным материалом для составления упомянутых книг, ни коим образом не является «дневниками Елены Ивановны Рерих».

На самом деле речь идёт об обширном собрании наставлений известного тибето-гималайского мудреца Махатмы Мории, записанных под его диктовку. Эти записи велись с 1920 по 1944 год сначала Н.К.Рерихом и отчасти Ю.Н.Рерихом, а затем Е.И.Рерих. Таким образом, автором этих текстов является Махатма Мориа, и никто из Рерихов никогда не претендовал на авторство этих текстов. Так, в своих письмах к друзьям и сотрудникам она цитировала эти тексты исключительно в кавычках и со ссылкой на автора, например:

«В[еликий] Вл[адыка] сказал мне: [Далее следует цитата в кавычках]». (Е.И.Рерих, Письма в Америку. — М., 1996. — Т.3, с.309);

«Приведу все Советы в том порядке, как получала их. [Далее следуют цитаты в кавычках]». (Е.И.Рерих, Письма в Америку. — М., 1996. — Т.3, с.352);

«Привожу Слова Вл[ады]ки: [Далее следует цитата в кавычках]». (Е.И.Рерих, Письма в Америку. — М., 1996. — Т.3, стр. 409);
и т.д. и т.д.

Также Е.И.Рерих всегда чётко заявляла, что авторство всех записанных ею наставлений, составляющих Учение Живой Этики, принадлежит не ей, а её учителю — Махатме Мории, которого она называла в узком кругу своих сподвижников Великим Учителем и Великим Владыкой:

«Конечно, автор книг — сам Вел[ликий] Вл[адыка] М[ориа]. Я слышу и записываю, также и Н.К.» (Письма Елены Рерих. 1932-1955. — Новосибирск, 1993. — С.105).

«<...> мы сурово утверждаем, что Учение Живой Этики дано определенным Великим Владыкою М[орией]». (Е.И.Рерих, Письма в Америку. — М., 1996. — Т.3, стр. 312).

«Почитаемый Махатма, давший книги «Зов», «Озарение» и «Община», передал многие советы и знаки Агни-Йоги. Эти практические указания собраны нами на пользу ищущих знания». (Предисловие к книге «Агни-Йога»).

«Конечно, Вел[икий] Учит[ель] никогда не писал и не пишет Сам Учение, но диктует его, и я принимаю его». (Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев, «Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. — М., 1996. — Т.1, с.178).

Н.К.Рериху тоже порой приходилось разъяснять вопрос об авторстве анонимно публикуемых книг серии «Агни-Йога» тем людям, кто пытался приписать это авторство ему самому:

«Кроме этого, очень прошу Вас не называть меня автором книги, как Вы это делаете в письме к Шкляверу. Книги эти исключительно являются указами Иерархии, без каких бы то ни было изменений, исключая прискорбные опечатки и пропуски». (Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев, «Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. — М., 1996. — Т.2, с.23-24).

Первые две книги даже назывались с прямым указанием на автора: «Листы Сада Мории. Зов» и «Листы Сада Мории. Озарение». Сам автор этих текстов — Махатма Мориа — диктовал свои речи от первого лица и, кроме того, неоднократно утверждал своё авторство. Например, в первых же строках книги «Листы Сада Мории. Озарение» читаем: «Спросят: «Кто дал вам Учение?» — Отвечайте — Махатма Востока».

Книги, составляемые Еленой Ивановной Рерих из записей его речей, Махатма Мориа справедливо считал своими. Так, например в §305 книги «Иерархия» он говорит: «Мою последнюю книгу поймут немногие». Он также давал Е.И.Рерих советы по составлению конкретных книг из записей его наставлений: «Когда слагаете книги, наблюдите, чтоб каждая могла быть принята отдельно». (Книга «Община», §184).

Также Махатма Мориа предвидел, что в будущем найдутся те, кто решит приписать книги, составленные из его наставлений авторству кого-либо из Рерихов, и так высказался по этому поводу в § 267 второго тома книги «Мир Огненный»: «Не огорчайтесь, если Учение будет приписано самым различным источникам, даже уложению самых неизвестных писателей. Может быть, оно будет приписано вам самим, и такое обстоятельство будет из лучших. Не следует даже преследовать изобретателей. Никогда в Мире не бывало единогласия. Пусть совершается самое главное. Пусть потребные для улучшения жизни указания проникают в народ. Также не огорчайтесь каждым суждением. Когда Имя Братства не должно быть названо, тогда пусть каждый принимает по сознанию. Конечно, меры оповещения вне понимания людей. Но все делается так, как нужно».

Таким образом, авторство этих текстов вовсе не принадлежит Е.И.Рерих, и она сама никогда на него не претендовала, а категорически утверждала, что автором является Махатма Мориа.

Тексты наставлений Махатмы Мории много лет систематически записывались буквально под его диктовку. Е.И.Рерих при жизни составила по материалам этих записей серию книг под общим названием «Агни-Йога». Сами изначальные записи высказываний Махатмы Мории в целях лучшей сохранности для будущих поколений Е.И.Рерих переписала начисто в двух вариантах: полный вариант она оставила у себя в Индии, а несколько сокращённый отправила на хранение в Америку.

В 1937 году в США, в связи с расколом в рядах последователей Н.К. и Е.И. Рерихов, возник имущественный спор о праве на владение присланным Е.И.Рерих комплектом тетрадей с записями текстов Махатмы Мории. В связи с этим сама Е.И.Рерих дала подробное разъяснение в письме от 3 декабря 1937 года первому директору Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке Зинаиде Григорьевне Фосдик и её сотрудникам:

«Конечно, Вы все знаете, что серия тетрадей-манускриптов от 24-го марта 1920-го года по 3-е февр[аля] 1935-го года, написанная по-русски моей рукой и хранящаяся в Нью-Йорке, и есть оригиналы. Передавая эти тетради-манускрипты на хранение, я всегда указывала и Вам, и черной, и белокурой, что никто не имеет права их читать или делать из них выписки. Потому всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия. Философия этики и исторические легенды и традиции, составляющие главное содержание этих манускриптов, были записаны и компилированы мною. Если Вас будут спрашивать, кто являлся автором этих манускриптов, Вы можете сказать: собрала и компилировала их Е.И. Если Вам укажут на предисловие к «Агни-Йоге», Вы можете ответить, что содержание большей части записей было дано этим Учителем (The Blessed Mahatma) и записано Е.И. с Его слов. На вопрос: кто этот Учитель? — Это знает Е.И. — Имеется ли еще полная копия этих тетрадей? — Знать это может только сама Е.И.»

Причём это разъяснение дано в связи с судебным разбирательством по поводу прав собственности на эти тетради-манускрипты. Так что здесь Е.И.Рерих заявляет свою официальную позицию перед органами юстиции, из которой видно, что она претендует не на авторство этих текстов, а лишь на составительство этого материала.

Сегодня американский кодекс наставлений Махатмы Мории (с 1920 по 1944 год) представляет собой 53 общие тетради. 47 из них (с 1920 по 1935 год) хранятся в архиве Амхерст-Колледжа (США), а 6 (с 1936 по 1944 год) — в архиве Музея Рериха в Нью-Йорке (США). Именно этот кодекс записей от Махатмы Мории, официально полученный от Музея Рериха в Нью-Йорке в виде ксерокопий по описи (копия прилагается) послужил материалом для составления книг «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь».

Составление этих книг явилось абсолютно законным действием, совершённым в полном согласии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; см. ст.11, п.1: «Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений».

Таким образом, для составления книг «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» были использованы вовсе не некие «дневники Е.И.Рерих» (которых вовсе не существует), а тексты наставлений Махатмы Мории (которому и принадлежит их авторство). При этом тексты не подвергались никакой «переработке». Соответственно, при этом никакие авторские права Е.И.Рерих даже не были затронуты.

Также Истцом заведомо ложно утверждается: «19 марта 1990 года Светослав Николаевич Рерих, являющийся сыном и законным наследником Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по документу, именуемому «Архив и наследие Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве» (Приложение № 1),* завещал истцу все права на наследие семьи Рерихов (п.5 документа)».
[* см. viewtopic.php?p=22349 , прим. ред.]

На самом деле в упомянутом п.5 этого документа речь идёт: 1) не о всех правах, а лишь об одном праве — на владение собственностью, 2) и не о всём наследии семьи Рерихов, а о собрании конкретных предметов, перечисленных в приложениях к рассматриваемому документу:

«5. Я имею исключительное право владения собственностью, упомянутой в ПРИЛОЖЕНИЯХ, в течение моей жизни, и я оставляю за собой право взять назад любой из предметов по моему выбору и в любое время у СОВЕТСКОГО ФОНДА РЕРИХОВ. В то же время все части имущества, перечисленные в ПРИЛОЖЕНИЯХ, останутся СОВЕТСКОГО ФОНДА РЕРИХОВ и после моей жизни будут принадлежать исключительно СОВЕТСКОМУ ФОНДУ РЕРИХОВ».

Ни о какой передаче авторских прав Е.И.Рерих Советскому Фонду Рерихов в этом документе нет и речи. Вопрос же о собственности и вопрос об авторском праве не имеют между собой ничего общего. См. закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст.6, п.5: «Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте».

Далее Истец столь же ложно утверждает:
«В состав перешедшего истцу наследства входят и те дневники Елены Ивановны Рерих, которые незаконно опубликовал ответчик».

На самом же деле:

1) Ответчик не публиковал никаких дневников Е.И.Рерих, а опубликовал два сборника по материалам текстов наставлений духовного учителя Е.И.Рерих — Махатмы Мории.

2) В состав собственности, переданной С.Н.Рерихом на хранение в Советский Фонд Рерихов в 1990 году (право собственности на которое, возможно, перешло к Международному Центру Рерихов после его смерти в 1993 году), не мог входить и, разумеется, не входил комплект тетрадей с записями изречений Махатмы Мории, который Е.И.Рерих ещё при жизни передала в Америку.

Далее Истец заявляет:
«Таким образом, издательством «Сфера» были незаконно опубликованы материалы, авторские права на которые принадлежат Международному Центру Рерихов».

В действительности же:

1) Издательством «Сфера» опубликованы два сборника, не имеющие ни какого отношения к авторским правам Е.И.Рерих.

2) Авторские права Е.И.Рерих вовсе не принадлежат Международному Центру Рерихов.

Далее следует утверждение:
«Кроме того, публикация указанных дневников была запрещена самой Еленой Ивановной Рерих».

Помимо навязчивого именования речей Махатмы Мории дневниками, это утверждение является голословным и ни на чём не основанным. Е.И.Рерих ни где не запрещала публикацию этих материалов.

С непонятной целью Истец не стесняясь заявляет ещё одну открытую ложь:
«Истец, руководствуясь волей Елены Ивановны и Светослава Николаевича Рерихов [подчёркивание сделано самим Истцом], являясь законным владельцем исключительных прав, сам воздерживался от опубликования хранящихся у него рукописей Елены Ивановны Рерих».

Тогда как в реальной действительности:

1) Ни Еленой Ивановной, ни её сыном Святославом Николаевичем Рерихами нигде не выражено воли о нежелательности публикации сделанных рукой Е.И.Рерих записей наставлений и поучений Махатмы Мории. Напротив, очевидно, что Е.И.Рерих проделала гигантский труд по переписыванию от руки сильно сокращённого, но всё же огромного варианта свода записей, сделанных ею под диктовку Махатмы Мории, и передала его на хранение в Америку с единственной целью — обезопасить этот ценнейший материал от случайной гибели и сохранить его для будущих поколений.

2) Сам Истец вовсе не воздерживался от публикации этих материалов, а напротив уже с 1993 года (то есть сразу же после смерти С.Н.Рериха) приступил к их изданию. Так, за прошедшие 10 лет Истец опубликовал записи наставлений Махатмы Мории за 1-е полугодие 1924 года (под названием «Огненный Опыт» в книге: Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 1993. — Серия «Малая Рериховская библиотека». — С. 51-108), за 2-е полугодие 1929 года (под названием «Страницы дневника Е.И.Рерих» в книге: Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — Серия «Большая Рериховская библиотека». — С. 147-233). Кроме того, в этих изданиях Истец грубейшим образом нарушил авторские права Махатмы Мории, опубликовав все эти материалы под авторским именем Е.И.Рерих. А именно, в этих изданиях нарушены право автора на имя и право на анонимность. (См. закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст.15, п.1).

По-видимому, Истец и дальше планировал постепенное издание этих материалов под авторским именем Е.И.Рерих, а публикация Ответчиком сборников «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» сорвала эти планы, и Истец задался целью любым способом «проучить» Ответчика за такой поступок. Вот уже год, как Истец прилагает все старания для административного и уголовного преследования Ответчика. Наверное, потеряв надежду добиться успеха на этом пути, Истец решился наконец подать исковое заявление в суд, чего не решался сделать раньше, видимо прекрасно осознавая полную беспочвенность своего обвинения.

Так, ещё в 1990 году, сразу после своего возникновения, Советский Фонд Рерихов занял самую агрессивную позицию в отношении всех издающих организаций, планировавших выпуск в свет произведений Николая Константиновича или Елены Ивановны Рерихов. По их адресам были разосланы письма с заведомо ложным утверждением о наличии у Советского Фонда Рерихов исключительных авторских прав на литературное наследие Н.К. и Е.И. Рерихов, якобы полученных от их сына С.Н.Рериха, а также с угрозами о судебном преследовании. Некоторые неопытные издатели поддались этому шантажу и отказались от своих планов, а те, кто распознал блеф и попросил представить имеющие законный вес подтверждающие документы (как например издательства «Политиздат» и «Правда»), так и не дождались ответа и спокойно выпустили запланированные книги.

После этого Советский Фонд Рерихов, а затем и сменивший его Международный Центр Рерихов смирились с отсутствием каких-либо исключительных авторских прав на Рериховское наследие, и не только не пытались бороться с изданиями произведений Н.К. и Е.И. Рерихов (а также и принадлежащих авторству Махатмы Мории, при составительстве Е.И.Рерих книг серии «Агни-Йога»), но и активно распространяли их через свой магазин. Это относится и к многочисленным изданиям всех трёх авторов, выходившим за многие годы в издательстве «Сфера».

Таким образом, именно изданием книг «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» Ответчик, сам того не желая, так «перешёл дорогу» Истцу, что он решил найти способ так или иначе «наказать» Ответчика.

Решив, по-видимому по каким-то особым соображениям, что ему надо обратиться в гражданский, а не арбитражный суд, Истец, в дополнение к обвинению в адрес Издательства, присовокупил голословное и ни на чём не основанное обвинение в адрес лично одного из трёх составителей рассматриваемых сборников — Д.Н.Попова (выбрав опять же именно его по каким-то своим особым резонам). Обвинение звучит так:

«Д.Н.Попов, исказив исходный текст, написанный Еленой Ивановной Рерих, нарушил исключительное право истца, а именно: право на переработку (п. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах») ».

В реальной действительности:

1) Истец не имеет никаких документов, удостоверяющих его обладание исключительными авторскими правами Е.И.Рерих.

2) При составлении сборников «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» Д.Н.Попов вообще даже не пользовался никакими авторскими произведениями Е.И.Рерих. В качестве материала для составления были использованы записи наставлений Махатмы Мории из архива Е.И.Рерих, которые она ещё при жизни передала в Америку, и копии которых были получены из Музея Рериха в Нью-Йорке и Амхерст-Колледжа (США).

3) К тому же, вообще при создании книг «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь» была проведена составительская работа без всякой переработки.

Таким образом, Д.Н.Попов не совершал никаких действий, которые могли бы затронуть какие-либо права Истца.

В итоге всего рассмотренного с абсолютной ясностью видно, что ни один, ни другой Ответчик в своих действиях не нарушали никаких прав Истца, поскольку:

1) Истец не обладает исключительными авторскими правами Е.И.Рерих, на которые абсолютно необоснованно претендует.

2) Кроме того, авторство материалов, которые Ответчик использовал для составления книг «Агни-Йога. Откровение» и «Агни-Йога. Высокий Путь», вообще не принадлежит Е.И.Рерих. Она лишь переписала эти материалы своей рукой, что не имеет никакого отношения к авторству и не связано с авторскими правами.

3) Также опубликованный материал не подвергался никакой переработке.

Главный редактор Издательства «Сфера»
Попов Д.Н.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
:idea:


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
:idea:


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
:idea:


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
Адвокату Гребенщикову С.П.
г. Москва
28.10.2003

Уважаемый Сергей Петрович!

В ответ на Ваш запрос в связи с обвинением руководителей издательства «Сфера» и «Издательства Духовной Литературы» Прокуратурой Центрального административного округа города Москвы в нарушении авторских прав Международного Центра Рерихов (г.Москва) на издание дневниковых записей Е.И.Рерих, сообщаем Вам имеющиеся у нас данные и заключения наших специалистов по заданным Вами вопросам.

1. Международный Центр Рерихов (г.Москва) не является владельцем авторских прав на содержание хранящихся в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха оригиналов дневниковых записей Е.И.Рерих и иные произведения Рерихов, поскольку не способен предъявить каких-либо документов, предоставляющих ему таковые права.

2. Документ «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве», датированный 19 марта 1990 года, безусловно не распространяется на оригиналы рукописей Е.И.Рерих, хранящиеся в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха.

3. Доверенность за подписью С.Н.Рериха от 27 апреля 1992 года, оформленная Совету Международного Центра Рерихов (г.Москва), безусловно не распространяется на оригиналы рукописей Е.И.Рерих, хранящиеся в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха.

4. Международный Центр Рерихов (г.Москва) не является владельцем авторских прав на содержание хранящихся в Амхерст-Колледже оригиналов дневниковых записей Е.И.Рерих и иные произведения Рерихов, поскольку не способен предъявить каких-либо документов, предоставляющих ему таковые права.

5. Документ «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве», датированный 19 марта 1990 года, безусловно не распространяется на оригиналы рукописей Е.И.Рерих, хранящиеся в Амхерст-Колледже.

6. Доверенность за подписью С.Н.Рериха от 27 апреля 1992 года, оформленная Совету Международного Центра Рерихов (г.Москва), безусловно не распространяется на оригиналы рукописей Е.И.Рерих, хранящиеся в Амхерст-Колледже.

7. По всем имеющимся у нас данным, Международный Центр Рерихов (г.Москва) не является владельцем исключительных авторских прав на переданные С.Н.Рерихом Советскому Фонду Рерихов дневниковые записи Е.И.Рерих и иные произведения Рерихов, поскольку предоставлявшие ему таковое право документы (в частности уже упомянутая доверенность от 27 апреля 1992 года) давно утратили свою силу.

8. В настоящее время, после смерти последнего прямого наследника Е.И. и Н.К. Рерихов — С.Н.Рериха, нам не известно ни о каких владельцах исключительных авторских прав на содержание хранящихся в России и в США дневниковых записей Е.И.Рерих и иные произведения Е.И. и Н.К. Рерихов.

9. Нам не известно никаких фактов регистрации ныне действующих исключительных авторских прав на содержание каких-либо из дневниковых записей Е.И.Рерих или произведения, в которых они использованы.
Можем отметить лишь
1) упомянутую доверенность С.Н.Рериха Совету Международного Центра Рерихов от 27 апреля 1992 года, которая касалась лишь переданных им по описи произведений и утратила юридическую силу еще в 1993 году;
2) открытое письмо начальника отдела Координационно-издательской деятельности Госкомпечати СССР М.В.Шишигина (29.01.1990), информирующее о том, что С.Н.Рерих предоставил Советскому фонду Рерихов на 3 года исключительное право издавать и переиздавать наследие семьи Рерихов, включая письма и другие архивные материалы. Не трудно видеть, что эта передача исключительных авторских прав также утратила свою силу в 1993 году.

10. Нам известны следующие документы, отражающие волю вдовы С.Н.Рериха г-жи Девики Рани-Рерих относительно судьбы произведений Рерихов, переданных С.Н.Рерихом на хранение Советскому Фонду Рерихов:
— телеграмма от Д.Рани к Президенту РФ Б.Н.Ельцину (от 25.06.1993) с просьбой установить полный государственный контроль под юрисдикцией Министерства культуры надо всем наследием Рерихов, переданным русскому народу С.Н.Рерихом;
— Официальное заявление Д.Рани «Всем друзьям и последователям Рериха в Российской Федерации и СНГ»* (октябрь 1993 г.), в котором она
1) прекращает действие писем, касающихся прав, данных г-же Л.Шапошниковой доктором Святославом Рерихом,
2) официально заявляет, что «всякий, кто вступает во взаимоотношения с Доктором Шапошниковой, делает это на свой собственный риск»;
3) заявляет, что «готова взять все архивы и наследие, которые были переданы Советскому фонду Рерихов под покровительство Шапошниковой, назад в Индию, ... если Российское Правительство не предпримет важных действий и необходимых шагов для взятия Рериховского наследия под свой надлежащий контроль».
[* см. viewtopic.php?t=553 и viewtopic.php?t=654 , прим. ред. ]

11. Книги «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» конечно имеются в нашем распоряжении. При их подготовке безусловно использованы дневниковые записи Е.И.Рерих, оригиналы рукописей которых хранятся в Нью-Йоркском Музее Н.К.Рериха и Амхерст-Колледже (США), но никак не тот совершенно отличный вариант дневниковых записей Е.И.Рерих, оригиналы рукописей которых хранятся в Международном Центре Рерихов (г.Москва).

12. Утверждение МЦР о том, что Е.И.Рерих запретила публикацию своих дневниковых записей в течение ста лет после своей смерти категорически не соответствует действительности. Никаких документов, регламентирующих вопрос о публикации материалов из дневниковых записей Е.И.Рерих или любых других ее произведений просто не существует.

13. Совокупность имеющихся в нашем распоряжений документов (вплоть до последней справки, выданной Министерством Юстиции РФ по запросу адвоката Лихоперской Е.В., и полученной нами из Министерства культуры копии определения Московского городского суда от 11 августа 2003 года), по нашему мнению, однозначно говорит о том, что:
— Советский Фонд Рерихов не переименовывался в 1991 году в Международный Центр Рерихов, а был просто ликвидирован с грубейшим нарушением закона (при отсутствии полномочных представителей почти всех из организаций-учредителей Фонда);
— Международный Центр Рерихов в Москве не является законным владельцем фактически захваченной им части художественного и литературного наследия Рерихов, переданной С.Н.Рерихом на хранение в Советский фонд Рерихов согласно документу «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве» (от 19 марта 1990 года) с приложениями описи передаваемых коллекций. По нашему твердому убеждению, в соответствии с Законодательством Российской Федерации и волей вдовы С.Н.Рериха — Дэвики Рани-Рерих, это имущество должно перейти в распоряжение Российского государства.

С уважением,

Зам. заведующего отделом «Наследие Рерихов»,
зав. Мемориальным кабинетом Н.К.Рериха,
заслуженный работник искусств России Румянцева О.В.



Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
В отдел «Наследие Рерихов»
Государственного музея Востока
(г. Москва)

г. Москва 20 августа 2003 г.

В связи со сложившейся спорной ситуацией вокруг подготовленных нами к изданию и выпущенных в свет Издательством Духовной Литературы книг «Агни-Йога. Высокий Путь» (в 2-х томах) и «Агни-Йога. Откровение» (в 1-м томе), убедительно просим вас сделать экспертную оценку по следующим вопросам:

1) Соответствует ли истине претензия Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» на обладание исключительными авторскими правами на дневниковые записи Е.И.Рерих, рукописи которых хранятся в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке?

2) Соответствует ли истине утверждение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» о том, что Е.И.Рерих запретила публикацию своих дневниковых записей в течение ста лет после своей смерти? И правда ли, что по этой причине сама Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» до сих пор воздерживалась от публикаций дневниковых записей Е.И.Рерих?

3) Соответствует ли истине утверждение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» о том, что хранящиеся в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке рукописи дневниковых записей Е.И.Рерих якобы являются «авторскими копиями» с тех рукописей, которые хранятся ныне в архиве «Международного Центра Рерихов», и полностью идентичны им?

4) Соответствует ли истине наше утверждение, что вышедшие в свет книги «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» являются дополнительными сборниками к основному собранию из 14 книг «Агни-Йоги», составленных и подготовленных к изданию самой Е.И.Рерих и выпущенных нами в свет ранее в 4-х томах?

5) Какими принципами и методами пользовалась Е.И.Рерих при составлении сборников и редакционной обработке текста, когда создавала изначальные 14 книг серии «Агни-Йога» по материалам первоначальных дневниковых записей?

6) Соответствует ли истине утверждение Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» о том, что при подготовке сборников «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» текст дневниковых записей Е.И.Рерих, рукописи которых хранятся в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке, подвергся некоей переработке, нарушающей авторские права Е.И.Рерих?

С уважением, Директор С.В.Пилишек


Вложения:
Комментарий к файлу: На бланке.
20.08.2003. Запрос Пилишека в ГМВ.pdf [34.97 KiB]
Скачиваний: 271
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
Государственный музей Востока
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Отдел «Наследие Рерихов». Мемориальный кабинет Н.К.Рериха

В Издательство «Сфера»
Директору С.В.Пилишеку
Гл. редактору Д.Н.Попову


ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА


г. Москва 20.09.2003

В ответ на ваш запрос от 20.08.2003 в связи с книгами «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» сообщаем вам, что в результате внимательного анализа имеющихся данных по заданным вами вопросам мы пришли к следующим выводам:

1

Внимательно наблюдая за всей ситуацией вокруг деятельности Советского Фонда Рерихов, а затем и Международного Центра Рерихов в Москве (и располагая копиями документов, выдававшихся этим организациям со стороны С.Н.Рериха, как единственного наследника Е.И.Рерих), а также поддерживая многолетние тесные связи со Святославом Николаевичем Рерихом, мы можем с уверенностью утверждать, что
— С.Н.Рерих не передавал ни Советскому Фонду Рерихов, ни Международному Центру Рерихов в Москве исключительных авторских прав ни на литературное наследие Е.И.Рерих в целом, ни на ее дневниковые записи, рукописи которых хранятся в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке (иначе говоря, американский краткий вариант дневниковых записей Е.И.Рерих);
— все судебные решения, принятые в России по поводу прав Международного Центра Рерихов в Москве, относятся исключительно к вопросу о статусе и правах на владение собственностью (которые не имеют отношения к владению авторскими правами); к тому же арбитражный суд РФ не признает МЦР правопреемником СФР, а гражданский суд РФ подвергает сомнению право МЦР вступить в права собственности на уже захваченную им часть наследственного имущества С.Н.Рериха даже по факту вступления во владение.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Международный Центр Рерихов в Москве не является держателем исключительных авторских прав на американский вариант дневниковых записей Е.И.Рерих, который Издательство «Сфера» использовало при составлении сборников «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение».

2

Будучи хорошо знакомы как с опубликованным литературным наследием Е.И.Рерих, так и со значительной частью неопубликованного, мы можем утверждать, что не знаем никаких ее высказываний, налагающих столетний запрет на публикацию ее дневниковых записей.
В качестве единственного аргумента Международный Центр Рерихов приводит на своем интернет-сайте в материале «Обратимся к фактам (о документах, касающихся издания дневников Е.И.Рерих)» две цитаты из писем Е.И.Рерих в Музей Рериха в Нью-Йорке:
«Вот и я не увижу плодов собранного мною опыта. Книги эти будут лежать в хранилище и, вероятно, раньше столетия никто не будет иметь к ним доступа». (23.02.1948)
«Огненный Опыт тоже будет запечатлен, и мне Сказано собрать то, что останется, с сотрудниками ближайшими. Остальное будет сохраняться в особом месте и, вероятно, будет доступно для ознакомления не раньше ста лет после моего ухода». (20.08.1954)
Однако, не трудно видеть, что в обоих случаях Е.И.Рерих лишь выражает опасение, что плоды ее трудов, весьма вероятно, могут оказаться невостребованными человечеством на протяжении целого столетия. Ни о каком запрете с ее стороны нет и речи.
Кроме того, в первом фрагменте речь идет не о рассматриваемых нами дневниковых записях, а об уже изданных самой Е.И.Рерих книгах серии «Агни-Йога»; а во втором фрагменте речь идет о самом полном изначальном своде дневниковых записей Е.И.Рерих, который по ее завету до сих пор действительно хранится в особом месте и ни коим образом не принадлежит Международному Центру Рерихов. Этот материал не является ни кратким американским вариантом дневниковых записей Е.И.Рерих, ни столь же сокращенным, но совершенно иным вариантом, находящимся ныне в архиве МЦР.
Утверждение же Международного Центра Рерихов о том, что во исполнение воли Е.И.Рерих он сам до сих пор воздерживался от публикаций из хранящегося в его архиве краткого московского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих, является откровенной ложью. Дело в том, что Международный Центр Рерихов еще в 2000 году опубликовал записи за 4 месяца (июль—октябрь) 1929 года (см. Страницы дневника Е.И.Рерих // Елена Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 77—145).
Таким образом, оба утверждения Международного Центра Рерихов категорически не соответствуют действительности.

3


Не имея доступа к рукописям московского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих, которые хранятся в архиве Международного Центра Рерихов, мы использовали для решения поставленного вами вопроса (о сравнении американского и московского вариантов) публикацию «Страницы дневника Е.И.Рерих» в сборнике: Елена Рерих. «У порога Нового Мира» (М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 147—233), которая сделана именно по материалу, хранящемуся в архиве Международного Центра Рерихов.
Сравнение материалов американского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих с опубликованными материалами из московского варианта за 4 месяца (июль—октябрь) 1929 года показывает, что эти материалы принципиально различны по содержанию:
— они пересекаются между собой не более чем на половину;
— а общие для обоих вариантов фрагменты изобилуют текстуальными различиями (вплоть до полного перефразирования и содержательного изменения некоторых предложений).
Утверждение же Международного Центра Рерихов о том, что американский вариант является некими «авторскими копиями» с хранящегося ныне в его архиве московского варианта, является сознательной ложью (учитывая то, что Международный Центр Рерихов располагает подаренными ему копиями с американского варианта).
Таким образом, выборочное сравнение показало, что американский (хранящийся в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке) и московский (хранящийся в архиве Международного Центра Рерихов) варианты дневниковых записей Е.И.Рерих являются хотя и во многом аналогичными, но совершенно различными произведениями. (См. Приложение №2 к настоящему Заключению).

4


Анализ книг «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» в сопоставлении с избранными тетрадями американского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих и с 14-ю книгами серии «Агни-Йога», составленными и подготовленными к изданию самой Е.И.Рерих, говорит о том, что
— при составлении сборников «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» использованы те фрагменты первоначальных записей, которые не входят в сборники, составленные самой Е.И.Рерих;
— фрагменты, включенные Е.И.Рерих в составленные ею первоначальные сборники «Агни-Йоги», не использовались (за редким исключением) при составлении сборников «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение»;
— редакционная обработка фрагментов, включенных в сборники «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение», сделана в полном соответствии с принципами, применявшимися Е.И.Рерих при составлении и редакционной обработке 14-ти подготовленных ею сборников серии «Агни-Йога» (для примера см. Приложение №1 к настоящему Заключению);
— первоначально подготовленное Издательством «Сфера» четырехтомное издание книг «Агни-Йоги», составленных самой Е.И.Рерих («Агни-Йога. Том I: Зов, Озарение, Община, Агни-Йога», «Агни-Йога. Том II: Беспредельность, Иерархия, Сердце, Напутствие Вождю», «Агни-Йога. Том III: Мир Огненный, Аум, Братство», «Агни-Йога. Том IV: Надземное») и подготовленные позже в том же издательстве сборники «Агни-Йога. Высокий Путь» (2 тома) и «Агни-Йога. Откровение» (1 том) сделаны в полностью едином композиционном и оформительском ключе и выпущены в одной серии, что делает их единым семитомным собранием, которое является на сегодняшний день самым полным изданием текстов учения Живой Этики, или Агни-Йоги.
Таким образом, сборники «Агни-Йога. Высокий Путь» (2 тома) и «Агни-Йога. Откровение» (1 том) несомненно являются дополнительными томами к четырехтомному собранию из 14 книг «Агни-Йоги», составленных и подготовленных к изданию самой Е.И.Рерих, которое было подготовлено Издательством «Сфера» и вышло в свет в 1999 году. Вместе эти книги составляют единое семитомное собрание учения Живой Этики.

5


14 книг, составляющих основу серии «Агни-Йога», Е.И.Рерих составила по методу выборки отдельных фрагментов из своих первоначальных дневниковых записей и их компоновки в сборники, получавшие самостоятельные названия (Зов, Озарение, Беспредельность и т.д.). Следует отметить, что:
— таковая компоновка осуществлялась в целом в хронологическом порядке, но со множеством мелких, а иногда и существенных отклонений от этого принципа;
— некоторые фрагменты переставлялись из параграфов, относящихся к одной дате, в параграфы с записями за другое число;
— некоторые параграфы дублировались в различных книгах;
— при изъятии из готовящейся книги существенных фрагментов первоначальных записей, остающиеся тексты порой соединялись воедино, даже если относились к разным записям за разные числа.
Текстуальная редактура была также весьма существенной: для того, чтобы указания в чей-то личный адрес приняли характер общих заповедей учения, из них изымались имена и единственное число заменялось множественным.
Анализ уже первых двух десятков страниц первой книги (Зов) дает вполне показательный материал по этому вопросу. (См. Приложение №1 к настоящему Заключению).

6


Сопоставление избранных частей американского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих с текстом книг «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» показывает, что:
— поскольку сборник «Агни-Йога. Откровение» изначально создавался как книга серии «Агни-Йога», полностью аналогичная книгам, составленным самой Е.И.Рерих, то при его составлении и редакционной обработке были последовательно применены основные методы и принципы, применявшиеся Е.И.Рерих в подготовленных ею книгах (за исключением хронологических перестановок фрагментов, которые могла себе позволить Е.И.Рерих, но не могли современные составители);
— а именно, 1) был осуществлён выбор и строго хронологическая компоновка содержательных фрагментов, не вошедших в состав 14-ти сборников, составленных самой Е.И.Рерих, 2) из выбранных фрагментов удалялись слова и фразы, придававшие им личностный характер, 3) в целях дидактического обобщения, некоторые местоимения и глаголы переводились из единственного числа во множественное;

— поскольку сборник «Агни-Йога. Высокий Путь» создавался как в определённой мере отличное от предыдущих книг собрание фрагментов, отражающих духовный путь самих Рерихов, то при его формировании была осуществлена лишь составительская работа без существенной редактуры (кроме минимально положенной при подготовке печатных изданий);

— при подготовке обоих сборников была проведена положенная в издательском деле редактура и корректура для приведения текста к нормам современной орфографии и пунктуации, а также исправления грубых стилистических просчетов;

— тексты ни одного, ни другого сборника не подвергались никакой литературной переработке.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при составлении сборников «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение» не было осуществлено переработки, которая могла бы нарушить авторские права Е.И.Рерих.

* * *

Все вышеизложенное, по нашему мнению, убедительно говорит о том, что ни Издательство «Сфера», ни лично Д.Н.Попов не виновны ни в нарушении исключительных авторских прав Международного Центра Рерихов (которыми он просто не обладает), ни в некоей переработке текстов Е.И.Рерих, которая нарушала бы ее авторские права (поскольку подобной переработки не осуществлялось).

Зав. отделом «Наследие Рерихов», к.ф.н. Росов В.А.


Вложения:
Комментарий к файлу: На бланке ГМВ.
20.09.2003. ГМВ. Заключение Росова.pdf [41.89 KiB]
Скачиваний: 238
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
Государственный музей Востока
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Отдел «Наследие Рерихов». Мемориальный кабинет Н.К.Рериха


В Издательство «Сфера»
Директору С.В.Пилишеку
Гл. редактору Д.Н.Попову


ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА


г. Москва 20.10.2003

Настоящее заключение составлено на основании обращения адвоката адвокатской конторы «Басманная» (№20) коллегии адвокатов МГКА Осташенковой И.В. Адвокат всоответствии со ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» обратилась с просьбой сравнить 2 варианта дневниковых записей Е.И.Рерих, хранящихся в России (архив Международного Центра Рерихов) и в США (архив Амхерст-Колледжа и архив Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке) в гражданском деле по иску Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» к ООО Издательство «Сфера», ООО «Издательство духовной литературы», ГУИПП «Вятка», Попову Д.Н. о взыскании компенсации за нарушение авторских прав.

Для анализа использованы:

1. Копии дневниковых записей Е.И.Рерих, предоставленные в Издательство «Сфера» из Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке.
2. Публикация «Страницы дневника Е.И.Рерих» (1 июля 1929 — 31 октября 1929) в сборнике: Елена Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 147—233. (Краткая справка перед публикацией гласит: «Дневниковые записи Е.И.Рерих, сделанные в 1929 году. Рукописный оригинал хранится в архиве МЦР»).

Не имея доступа к рукописям московского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих, которые хранятся в архиве Международного Центра Рерихов, для сопоставления использована публикация «Страницы дневника Е.И.Рерих» за 4 месяца (июль—октябрь) 1929 года, которая сделана именно по материалу, хранящемуся в архиве Международного Центра Рерихов.

Сравнение материалов американского варианта дневниковых записей Е.И.Рерих с опубликованными материалами из московского варианта показывает, что эти варианты более чем существенно различны:
— два варианта дневниковых записей текстуально совпадают между собой примерно лишь на половину, тогда как другие половины обоих вариантов принципиально различны по содержанию (см. Приложение);
— общие для обоих вариантов дневниковых записей фрагменты изобилуют различиями (вплоть до полного перефразирования и содержательного изменения некоторых предложений).

Вывод:

Выборочное сравнение текстов показало, что 2 варианта рукописей дневниковых записей Е.И.Рерих, один из которых хранится ныне в США (в архивах Амхерст-Колледжа и Музея Рериха в Нью-Йорке), а другой — в Москве (в архиве Международного Центра Рерихов), являются вовсе не идентичными, а существенно различными произведениями.


Зам. заведующего отделом «Наследие Рерихов»,
зав. Мемориальным кабинетом Н.К.Рериха,
заслуженный работник искусств России Румянцева О.В.




Приблизительные количественные результаты сравнения двух текстов:

МЦР
181 100 - весь текст
106 200 - общая часть - 59%
74 900 - оригинальная часть - 41%

Амхерст-колледж
248 250 - весь текст
106 200 - общая часть - 43%
142 050 - оригинальная часть - 57%


Вложения:
Комментарий к файлу: На бланке ГМВ.
20.10.2003. ГМВ. Заключение Румянцевой.pdf [32.85 KiB]
Скачиваний: 218
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22-03-2009, 02:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 23-01-2007, 00:47
Сообщений: 723
Цитата:
[center]Приложение № 2
к заключению специалиста (20.10.2003)


АРХИВ АМХЕРСТ-КОЛЛЕДЖА (США)
Текст дневниковых записей Е.И.Рерих,
за июль—октябрь 1929 года,
хронологически совпадающий с публикацией
«Страницы дневника Е.И.Рерих» из архива МЦР
Подчеркиванием выделены фрагменты, общие с вариантом из архива МЦР (43% текста).
Неподчеркнутые части являются совершенно оригинальными (57% текста).
Тетрадь № 28
30 июня[/center]

Ассимиляция высших энергий при явлении напряжения может формировать новые энергии. Материя и дух растут взаимно. Когда напряжение волевого тока течет с ускоряющей скоростью, материя поглощается духом и исполняет функции Творца духа, тогда формы получаются утонченные. Сила огня духа, как сила огня расплавляющего металлы. Только при явлении расплавления можно формировать новые сочетания. Дух, желающих раскалить свою энергию, является плавильщиком материи. Какие формы и размеры может дух плавить из всех пространственных материй и наших жизней! Расплавление сознания издавна Владыки приняли на себя. Вечность является тем пламенем, в котором беспредельно комбинируются новые сочетания. Истинно, явление исканий шло веками. Где оно начало? Скажем пока — в вечном желании новых форм. С такой же широкой мечтой будем слагать наше будущее.
1.07. Торжество пророчества провозвестника. Торжество оповещено огнями и психической энергией. Каждый век являет свои возглавления. Провозгласивший торжество Беспредельности является носителем Истины. Как камни на пути слагаются насмешки, и преследования в непроходимые заросли. Ту заросль не истребим, но дух осмысленный покроет крылами все явления невежества. Кому-то Беспредельность покажется манифестацией невозможности. Кому-то покажется мысль смерти прекрасной. Кому-то явление труда покажется ужасным. Кому-то труд покажется страшилищем. Кому-то ритм нескончаемого космического труда покажется старым нагромождением. Но рука Мудрости указывает туда, где нет конца. Туда, где все несгораемо и где все рушимо и нерушимо. Туда, где все видимо бесформенно, где все великие и прекрасные формы живут. Да, Мы зовем вас в утверждении Беспредельности! Незнание токов и нежелание принять их так осложняет эволюцию. Теперь др. (Может Ур. записать Мои слова отдельно.) Вижу в письмах Моих наследие человечеству в дальние миры. Но должно человечество прежде переродиться и осознать все беспредельные размеры. Через день скажу больше об Архате и Его сердце. (Моя Урусвати, тебе тайник открою.) Творит Ф., чистит Ф., сознание направляет. Будем радоваться. — Сказал. — Можно спросить, правильно ли передавал М. Cleather слова Блават. — будто женщина не может быть fall Adept? — Нет. Матерь Мира — Наша Глава! Жрицы могут примеры подавать. Мужчина должен проявляться в видимом, женщина в невидимом. Много обстоятельств сложных в этом. (Правильно ли мое чувство относительно моего воплощения как Чарнойя? Твое чувство правильно, но много сложного в жизни.) — Довольно.
2. Когда зовем в дальние миры, то не для отвлечения от жизни, но для открытия новых путей. Лишь осознанием участия в Беспредельности можно достичь верхних сфер. Если проследим за развитием духа человеческого с самых ранних форм, то рассмотрим, что различия формы первичных духов разветвляются на соответственные проявления. Формы настоящего времени могут быть названы ищущими достижения совершенства. Формы будущие соответствуют дальним мирам. Лишившись познания космических далей, человечество тем разобщилось с явлениями Беспредельности и утеряло нить соединения с красотою жизни и космической энергией. Обрыв жесток и утерянная нить обращается в тонкую паутину действительности. Мы, Братья человечества, знаем, что есть действительность великая и неприкрашенная, и неуничтожаемая. Остановитесь на принятии великой Красоты Беспредельности. Как царство прекрасное пусть дальние миры живут в сознании людей. Это неопровержимо и так же действительно, как семя растущее и дающее цветок. Дальние миры так истолкованы, что оправдывают только понятие “дальних”. Но посмотрим на миры дальние, там жизнь утверждена Красотою и устремлением достижений, там огонь духа, там огонь любви, там кажущиеся наросты земли претворяются в творчество огня. Огни духа знают, что чередование настоящего и устремление в лучшее будущее создадут ту лестницу, по которой поднимаются. Мы, Братья человечества, зовем к дальним мирам. Теперь посидите. 24. Нация А. соответствует видению пьяных. Чуют сами разрушения. Очень недоумевают — кто вы? В утверждении величия вас все-таки принимают за людей больших. Вижу в доме Моем в Америке комнату — храм имени Урусвати. Вижу основательницу. Вижу собранных, горящих духом, и вижу ростки, ищущие путем Учения. В храме Тары тоже будет говорить о Майтрейи. Вижу, доходит имя Матери Мира, и вижу, облик явлен молодым сердцам. Наш Ф. творит и являет правосудие. Явление ничтожных англ. возьмите спокойно. Не уничтожить их самомнение, но улыбайтесь ничтожеству. — Сказал — довольно.
3. Иллюзия жизни рождается только мыслью ограничения космических выражений, но истинное значение жизни дает устремление в Беспредельность. Иллюзия, как дурман, но устремление основное лежит в утверждении нескончаемости наших задач. Задание пространственных огней является нерушимым человечеством. И задачи нарушить человеческий застой уявлено, как его спасение. Столько сказано о нуждающихся понять то, что связуются наши существа, и приняв жизнь, мы должны принять силу связи. Умы разъединенные разнят лучами понимания, и разъединение уносит сознание от первоисточника. Сила связи утверждается, как космический рычаг, и человек не может себя выделить. Только уничтожив предположения явленного острого провала в пустоту, поднимется сознание к понятию Беспредельности. Теперь посидим. Сердцу Космоса равно сердце Архата. Огню солнца равно сердце Архата. Вечность и движение Космоса наполняет сердце Архата. Майтрейя приходит и горит всеми огнями, и горит сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству, пылает сердце Его утверждением новых начал. ...

[весь текст доступен в pdf-файле, прилагаемому ниже]



Вложения:
Комментарий к файлу: Полный текст.
Приложение 2 к закл. Румянцевой.pdf [513.38 KiB]
Скачиваний: 332
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
AGNI-YOGA TOPSITES
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB